Парадоксально, но факт: на заре прошлого века первое такси в Российской империи появилось не в Москве или Петербурге, а в Верном (ныне Алматы) – уездном городе Семиреченской области Туркестанского генерал-губернаторства. Владельцем первого таксомотора стал коммерсант Бабахан НУРМУХАММЕДБАЕВ, он в 1906 году привез в Верный автомобиль марки Berliet. Коммерсант создал и первую в Казахстане автокомпанию, дальнобойщики которой занялись перевозкой грузов и пассажиров в Кульджу и Чугучак, Западный Китай и Монголию. Об этом рассказал исполнительный директор Семейского таксомоторного парка Владимир ХАЛИН, интересующийся историей не только собственного предприятия, но и “таксомоторной историей” всего Казахстана в целом.
В 1933 году на советских улицах появились первые отечественные таксомоторы ГАЗ-А, у которых снаружи кузова были установлены таксометры.
– Затем место национального таксомотора прочно заняла “Победа” марок М-20 и М-21, – говорит Владимир Николаевич. – “Победа” же стала и первым отечественным таксомотором, получившим специальную окраску – бежевый верх и темно-синий низ. А по борту были нанесены квадраты, в народе называемые “шашечки”.
С 1956 года фаворитом автомобильных извозчиков стала “Волга”. В 1959-м появился главный атрибут такси – зеленый огонек справа за ветровым стеклом. Он отключался или переключался на красный цвет при включении таксометра, сигнализируя, что машина занята.
После окончания Великой Отечественной войны в конце 1947 года первый автомобиль с “шашечками” на борту появился и в Семипалатинске.
– В 1948 году в городе создается автобаза № 1 из шести машин марки “Победа”, сорока грузовых такси и около сотни автобусов ЗИЛ-155, – пояснил наш эксперт. – В начале 1970-х в Семипалатинске появились автомобили “Волга” модификации ГАЗ-24-01. На них ставили дефорсированные моторы мощностью в 85 лошадиных сил, рассчитанные на бензин А-76. В такси работали также универсалы ГАЗ-24-04, в них сзади размещался дополнительный ряд сидений, благодаря чему в салоне помещались семеро пассажиров. Автомобильные извозчики Семипалатинска работали с раннего утра и до полуночи от стоянок железнодорожного вокзала, улиц Ленина, Горького и Куйбышева.
Сегодня странно даже представить, что начиная с 1948 года такса за проезд не менялась почти 30 лет!
– Впервые после 1948 года стоимость проезда в такси была увеличена 2 апреля 1977 года, – отметил Владимир Халин. – С этого дня вместо 10 копеек за посадку и 1 копейки за каждые 100 метров пробега пассажиры стали платить 20 копеек за посадку и 2 копейки – за каждую стометровку.
Такая официальная такса просуществовала до апреля 1991 года, когда плата за проезд стала взиматься на договорной основе.
С развалом Советского Союза государственные такси ушли в небытие, таксопарки были приватизированы, а многие прекратили свое существование. Теперь в среде таксомоторов царит полный разнобой, и невозможно назвать какой-либо автомобиль национальным такси. Пожалуй, лишь ветераны таксопарков помнят размеренные щелчки старых таксометров.
Семей