Истории казахстанской глубинки. Корж и толстый слой фотографий

Сам автор, к слову, отказывается от лавров подвижника и энтузиаста. Говорит, “виной” всему колоссальная фототека, накопленная за 30 лет работы фотокором в районной газете. Только зыряновскому архиву он передал около 50 тысяч кадров, еще тысячи отсканировал.

– Все знают, как важна связь времен, – говорит Виктор Маркович. – А что это, если не снимки, документы? Порой одна подлинная фотография может передать больше, чем толстая повесть. Я взялся за альбом, потому что мне очевидна необходимость сохранить историю.

Всего в издании “Зыряновцы – защитники Отечества” 1 300 снимков. В основном это портреты участников войны, снятые с 1967 по 2015 год. Последние два года Корж, давно вышедший на пенсию, словно по призыву колесил по сельским округам района – снимал последних живых ветеранов войны, тружеников тыла. И пропадал в архиве, собирая по крупицам факты и свидетельства.

– Почти сразу включилось сарафанное радио, – отмечает зыряновец. – Люди прослышали, что я собираю книгу, и стали присылать фотографии отцов, дедов. Присылали слабого качества – я просил другие. Находили другие. Писали о боевом пути, наградах, просили хоть несколько строк поместить. Я был потрясен, когда одна старшеклассница из поколения next – полный ноль в истории – выдала назубок все битвы Великой Отечественной, все даты. Говорит, от деда – участника войны слышала. Это значит, память о войне живет в самом народе.

Сушеный картофель и академики

Работа в архиве, по словам немолодого фотокора, обострила его отношение к прошлому. В одном номере районки военных лет он увидел снимок бедно одетой работницы и подпись к нему: “Красноармейка Лена Марьина, работница механического цеха, сдала для воинов Красной Армии 2 килограмма сушеной картошки”. Женщина поделилась последними крохами. В другом номере была опубликована благодарность Сталина зыряновцам, собравшим более 3,5 миллиона рублей на танковые колонны “Колхозник Казахстана” и “Металлург Казахстана”.

– В заметке “Сбор теплых вещей продолжается” перечислялось, сколько пар валенок, шерстяных носков и варежек сдали колхозы,  – говорит Корж. – Запомнилась фраза: “Колхозники ежеминутно помнят, что тепло одетый боец будет еще крепче бить фашистских извергов”. Такие детали душу переворачивают.

В войну в Зыряновске – по тем временам страшной глуши – разместилась часть советской Академии наук. Видных профессоров, академиков сразу привлекли к работе в Зыряновском рудоуправлении. Возможно, во многом благодаря их вкладу профилем Восточного Казахстана надолго стала цветная металлургия. А еще в алтайской глубинке в эвакуации находился Полтавский драмтеатр. Та же районка сообщила, что полтавчане поставили спектакль “Олеко Дундич”. Правда, на письмо Виктора Марковича в украинский город с просьбой поделиться для книги фотографиями, документами никто не откликнулся...

Всего в книге 365 страниц. Каждая – частица прошлого и настоящего в лицах. Есть хроника событий района в годы войны и в послевоенный период – ее помогли собрать специалисты библиотечного дела. Есть рубрики о зыряновцах – участниках событий на Кубе, в Афганистане, Египте, Венгрии… Тираж альбома – 300 экземпляров. В Зыряновском акимате тоже пообещали содействие – сказали, что направят книги в местные библиотеки.

Усть-Каменогорск