Кто приручил лошадь?
Недавно на международной конференции в Англии было сделано важнейшее научное заявление.
Археологи трех государств – Казахстана, России и Велико-
британии, пришли к выводу: первые всадники появились в казахстанских степях пять тысячелетий назад.
Ученые, исследуя древние поселения Приишимья и Притоболья, получили неопровержимые доказательства того, что еще в эпоху энеолита обитатели наших степей приручили дикую лошадь. Один из авторов этого научного вывода и участник конференции – карагандинский археолог, доцент кафедры археологии, этнологии и отечественной истории Карагандинского государственного университета имени Е. А. Букетова старший научный сотрудник Виктор Варфоломеев.
– Это доказывает, что всадники в огромном ареале Евразийского континента появились одновременно, – говорит Виктор Васильевич. – Одомашнивание дикой лошади сыграло огромную роль в жизни человека. Раньше считалось, что этого уровня первыми достигли западные полосы континента. Но сегодня мы имеем убедительные доказательства, что наши очень древние предки не отставали от общей евразийской культуры.
Сначала – пища, потом – боевой товарищ!
Первые прирученные человеком лошади, возможно, виделись людям как постоянный источник пищи.
Но как только была оседлана первая лошадь – жизнь человека круто изменилась. Для человечества это событие было равнозначно полету в космос! Он познал скорость и силу, способность передвигаться на большие расстояния. И начал задумываться о далеких землях, которые раньше ему были недоступны. Люди начали выдвигаться на незнакомые земли, захватывать территории… Невероятно, но факт: похоже, что именно это самое миролюбивое и преданное человеку животное постепенно превращает человека в воина!
– Первые всадники еще не были воинами. Чтобы сражаться сидя верхом на лошади, нужны были твердые металлические удила. Бронзовые удила появляются у нас в бегазы-дандыбаевскую эпоху. При изучении зубов лошадей из Кента у них были обнаружены следы износа в результате применения металлических удил!
Кто подарил казахам европейский ген?
В течение нескольких лет карагандинские археологи ведут раскопки историко-культурного комплекса Тегисжол в урочище Темиркаш. Уникальность его в том, что на небольшой территории находятся памятники археологии начиная с каменного века до этнографической современности. Есть стоянки неолита и поселения эпохи бронзы. На поселениях и могильниках – сведения обитания здесь андроновцев – людей периода средней бронзы, и бегазы-дандыбаевцев – более поздней эпохи. Идеальное плато для изучения культур XVIII–IX веков до нашей эры…
– Тегисжол мог бы стать живым действующим памятником истории, он отвечает всем требованиям объекта археологического туризма, – говорит Виктор Варфоломеев. – Да и находится в непосредственной близости от Караганды и Астаны. За рубежом этот принцип уже давно активно работает. Существуют музеи-заповедники, археологические объекты под открытым небом, доступные для посещений туристов. В России самарские археологи открыли для посещения археологическую деревню. И это не мешает археологам продолжать работать на объектах. Вот такой же музей под открытым небом мы надеемся создать на Тегисжоле.
Уроки древнего поселения
Одно посещение Тегисжола дало бы школьнику больше, чем весь учебник древней истории! Археологи, работающие на раскопках, рассказали бы, что здесь 3,5 тысячи лет назад (!) жили племена андроновцев. Они поклонялись огню и солнцу. Ценили красоту и следили за своим внешним видом. Нынешним летом экспедиция на Тегисжоле обнаружила при раскопках ценный предмет – бронзовую бритву в деревянном футляре. Хозяин весьма ценил ее, носил при себе и содержал в исправности. Рядом имелся точильный камень. Если судить по тому, что бритву положили в могилу наравне с самыми важными ритуальными вещами, можно сделать вывод, что древние мужчины тщательно следили за своей внешностью. И не хотели предстать в ином мире небритыми.
Главное занятие андроновцев – скотоводство. Археологические исследования доказали, что они пасли скот недалеко от домов. И главным животным была корова. На втором месте – лошадь. И на последнем – овца.
Более поздние пласты унесут нас в период с XIII по XIX век до нашей эры и расскажут об истории другой культуры – бегазы-дандыбаевской. Археологи определили, что в эту эпоху люди перешли к более прогрессивному виду скотоводства – отгонному, или полукочевому. И значит, возрастает значение животных, способных передвигаться на большие расстояния. И на первое место выходит лошадь. За ней следом – овца. А медлительная изнеженная корова отправляется на третье место.
Ау, предки!
Карагандинские археологи уже много лет работают над изучением андроновской и бегазы-дандыбаевской культур. Это важнейшая эпоха в степной цивилизации.
Но были ли андроновцы и бегазы-дандыбаевцы далекими предками современных казахов? Или нас связывает с ними лишь территория обитания? На этот вопрос нет определенного ответа. Есть лишь гипотезы и догадки.
Виктор Варфоломеев делится одной из них:
– Принято считать, что две тысячи лет назад население территории современного Казахстана полностью сменилось, предыдущие более ранние племена исчезли. Но редко бывает, что исчезают абсолютно все. Какие-то группы населения вливаются в новые, объединяются, происходят процессы ассимиляции и интеграции. Я думаю, такие процессы и происходили в степи. Андроновцы и бегазы-дандыбаевцы – типичные европеоиды. Но ведь в андрологическом типе казахов сочетаются признаки большой монголоидной и большой европеоидной рас. По мнению авторитетного казахстанского антрополога академика Оразака Исмагулова, европеоидные признаки современных казахов восприняты от населения эпохи бронзы. И сейчас нередко встречаются казахи со светлыми глазами и волосами. Это андроновское наследие.
Древний город Кент
В Каркаралинском районе, в середине Кентских гор, открыт еще один уникальный историко-культурный памятник бегазы-дандыбаевской эпохи. Древнему поселению археологи дали имя Кент. Сегодня уже можно с полной очевидностью утверждать, что это был крупный город площадью не менее 30 гектаров, и в нем проживало несколько тысяч человек. Здесь существовало деление на улицы и кварталы. Четко прослеживается квартал металлургов, плавивших медь и бронзу. Мастера изготавливали оружие, конское снаряжение, украшения. Видимо, жители Кента были искусными металлургами, они пытались получать железо.
На раскопках была найдена керамика явно импортного производства, характерная для юга Западной Сибири и Средней Азии.
Тайны Кента еще предстоит разгадать
Снимая слой за слоем древней земли, ученые постепенно воссоздают образ жизни этого древнего города, возможно, самого древнего на территории Казахстана. И многие находки подтверждают научные гипотезы. Именно в то время в бегазы-дандыбаевской культуре началось расслоение общества на бедных и богатых, на знать и рядовых поселенцев. Формировалась помимо общенародной культуры субкультура знати, элиты.
Раскопки Кента поражают обилием бронзовых изделий и необычных предметов из кости рога, назначение которых по сей день для ученых остается загадкой. Есть только предположения и версии. Но истинно бесценной находкой стал графитовый стержень с явными признаками того, что им пользовались, затачивали. Как и для чего применяли его бегазы-дандыбаевцы? Ведь до сих пор считалось, что у них не было письменности. Это тоже одна из тайн древнего Кента, которую еще предстоит раскрыть.
– Это был богатый и процветающий город, – делится своими предположениями Виктор Варфоломеев. – Здесь процветали все возможные на тот период ремесла. Судя по мощности культурного слоя, по разнообразию находок, он простоял никак не меньше 200–300 лет. Что случилось с Кентом? Почему его покинули жители? Можно только предполагать. В конце эпохи бронзы меняются климатические условия, одновременно возрастает плотность населения, увеличивается потребность в пище, а значит, численно возрастают стада. Чтобы прокормить разросшиеся стада, нужно было передвигаться в поисках пастбищ. И потомки бегазы-дандыбаевцев в самом начале сакской эпохи покидают город и начинают кочевать…
Андроновцы и бегазы-дандыбаевцы не оставили нам письменных памятников. Но об их жизни нам могут рассказать могильные курганы Тегисжола и древний город Кент.
Татьяна ТЕН, Виктор ВАРФОЛОМЕЕВ (фото), Караганда