В прошлом материале корреспондент медиа-портала Caravan.kz рассказал, какие знания дают военно-технические школы Казахстана и зачем нужны занятия по строевой подготовке. Мы публикуем заключительную часть заметок о том, как проходит военная присяга и чему в школах обучают солдат, сообщает медиа-портал Caravan.kz.
Вот и наступил день присяги, когда каждый из воспитанников официально и торжественно поклялся быть преданным своему народу и защищать свою Родину до последнего дыхания. Письменные и физические экзамены сданы, но осталось самое главное – присягнуть на верность своему государству.
Еще пару дней назад мы сдавали свои очередные выпускные экзамены. Все воспитанники давно окончили общеобразовательную школу, но в очередной раз сесть за парту и продолжить обучение – это все равно что вернуться в старший класс.
Вспоминается, как после теоретических занятий, собираясь во внеурочные часы в казарме, мы понимали, кто лучше усвоил теорию. Воспитанники рассказывали, как увлекались топографией до поступления в ВТШ, а теперь и вовсе приумножили свои знания. Они объясняли товарищам по взводу усвоенную на лекции информацию.
Впрочем, за партами мы проводили не так уж и много времени. Более 70 процентов времени занимали практические занятия на автодроме ВТШ. Список дисциплин, которым обучают в военно-технических школах, слишком велик, чтобы публиковать его полностью, но отдельные моменты стоят того, чтобы обратить на них внимание.
Теория по тактической подготовке, огневой подготовке, военной топографии и радиационно-химической и бактериологической защите (РХиБЗ), как и другие дисциплины сначала изучались в учебных классах. Для того чтобы приступить к практике, мы поехали на автодром ВТШ.
На автодроме есть специализированные городки, где можно практически учиться каждой из дисциплин.
Вспоминаются практические занятия по обороне мотострелкового отделения (МСО) в непосредственном соприкосновении с противником. Офицеры наблюдали и подсказывали воспитанникам, как подготовить и провести наступление из своих траншей и окопов на окопы противника. Преподавательским составом была имитирована ситуация, при которой воспитанники метали наступательные гранаты при приближении к окопам противника. Испытано на себе: что делать, если 24 года уже исполнилось, а военного билета еще нет
Нам наглядно показали, как правильно совершать марши, развертывание МСО в цепь, как правильно ускоренно передвигаться, переползать, перебегать, как правильно перегруппировываться и многое другое.
Отдельные занятия были посвящены преодолению взрывных и невзрывных заграждений и захвату зданий, мостов и господствующих высот.
Кто бы знал, что правильно пленить противника – целая наука. О ней нам подробно рассказали в ходе занятий по наступлению в глубь обороны противника, уничтожению вторых эшелонов и закреплению на захваченных рубежах до подхода главных сил союзных войск.
На тактическом поле автодрома офицеры проводили для воспитанников практические занятия по разведывательной подготовке. Мы изучали организацию возможности и тактику действий противника в обороне, наступлении, совершении марша и др.
Из дисциплин, требующих наибольших физических усилий, запомнились занятия по инженерной подготовке. Каждый воспитанник школы должен был отрывать себе окоп малопехотной лопатой. Сначала мы копали окопы для положения лёжа, затем для стрельбы с колена и наконец окоп для положения стоя. Копали много. Каждое мотострелковое отделение на автодроме оборудовало позиции со всеми элементами: окопы для стрелков, пулеметчиков, гранатометчиков, перекрытую щель на отделение, окоп для БМП-2 и ход сообщения в тыл.
В памяти хорошо отложились воспоминания об установке противотанковых мин перед передним краем войск строевым расчетом. Оказывается, чтобы танки противника не смогли преодолеть дистанцию до союзных войск, строевой расчет должен правильно установить мины. После того как члены расчета сделают определенное количество шагов, они устанавливают мину, после делают шаг влево или вправо и совершают очередное количество определенных ранее шагов. Таким образом получается установка мин в шахматном порядке. При движении танка в сторону союзных войск в крайнем случае боевая машина не сможет проехать и третьей линии взрывных заграждений. Испытано на себе-2: поездка на стрельбы и забег с офицером ВТШ
Что касается невзрывных заграждений, то мы устанавливали надолбы, ежи, малозаметные препятствия (МЗП), колючие заборы и рыли противотанковый ров.
В РХиБЗ-городке отрабатывали на время надевание противогазов и общевойскового защитного комплекта, а еще команды «воздух» и «газы». Освоили приборы для измерения дозы радиации. Для проверки противогазов специально устанавливали палатки окуривания, где без специальной одежды человек просто задохнулся бы.
- Без топографии нет тактики, - говорили нам офицеры, когда мы впервые пришли в топографический городок.
Там нас научили двигаться по азимутам с помощью компаса Андрианова и с использованием топографической карты. Я впервые узнал, как найти север по часам или звездам.
К своему стыду, я до сих пор не знал, как найти север по звездам. На автодроме ВТШ наверстал знания, когда в темное время суток офицер показал нам на Полярную звезду и ковш Большой Медведицы. Он сказал, что Полярную звезду легко найти, зная, где расположен ковш Большой Медведицы. Это крайняя звезда в ручке ковша Малой Медведицы.
- Если вам трудно ее найти, найдите сначала Большую Медведицу. Две крайние справа звезды в чаше ее ковша, если провести между ними прямую линию, укажут на Полярную звезду, - объяснял офицер.
Дальше необходимо провести воображаемую прямую линию от Полярной звезды перпендикулярно земле. Север будет в той стороне, где линия коснется земли.
Все эти и многие другие воспоминания пролетели перед глазами в день, когда мы готовились к принятию присяги.
К этому значимому для воспитанников дню готовились заранее. Каждый приводил свою форму в порядок, начищал берцы и в свободные минуты повторял текст присяги, чтобы не ошибиться в торжественный момент. Петлицы рядовых воспитанники нашили за день до принятия присяги. В тот день мы фактически стали рядовыми, хоть военный билет еще предстояло получить через ЦОН. Переживали абсолютно все, и даже офицеры, которые видели тысячи воспитанников, казалось, в этот день были немного добрее.
Каждый взвод ждал своей очереди. Наш второй взвод должен был приступать к торжественной части церемонии в 10 утра. Перед этим заместитель командира взвода организовал генеральную репетицию. Офицеры позволили вынести стол на улицу, и теперь мы поправляли друг друга, чтобы не совершить досадных ошибок на официальной церемонии.
Подошло наше время, и по первому приказу мы выстроились в две шеренги. Нашему взводу выдали автоматы. И теперь мы ожидали, когда полковник произнесет фамилию воспитанника, чтобы тот, пройдя торжественную процедуру, стал рядовым. Испытано на себе-3: какие знания дают военно-технические школы Казахстана
Наступила моя очередь, волнение отступило и исчезла дрожь в руках. Выученными движениями я подошел к полковнику, взял текст присяги и торжественно, почти наизусть, прочитал ее перед своим взводом. Полковник крепко пожал мне руку и пожелал удачи.
- Служу Республике Казахстан!
- Встать в строй!
Когда четвертый взвод завершил принятие присяги, нас собрали на последнее для нас построение. Полковник, не скрывая эмоций, уже по-отечески пожелал нам всем удачи и чтобы каждый из нас нашел свое место в жизни, если до сих пор не нашел.
От имени всех воспитанников хотелось бы поблагодарить министерство обороны Республики Казахстан за возможность получить военные знания, находясь в черте города, преподавательский состав - за ответственность и профессионализм и генеральное руководство ВТШ - за предоставляемые условия обучения.
С этого дня мы стали рядовыми запаса. Мы стали обладателями сертификатов об окончании ВТШ, и теперь каждому прямая дорога в ЦОН для получения официального военного билета.