Когда мы пытались извиняться за свалки мусора в самых живописных местах и огромные уродливые плакаты, прибитые к деревьям о штрафах за эти самые свалки, бюргер хлопал нас по плечам и говорил: «Да все отлично, парни! Нужно только не под ноги смотреть, а туда, туда, вверх, вверх!». И показывал своей щегольской тросточкой к елям, к вершинам, сияющим зеленью в своей роскошной и мудрой вечности. По этому принципу мы и поднимались, и постепенно на душе было не так стыдно за державу.
Но время от времени взгляд все равно падал на город, который стоял внизу в привычной глазу смоговой пелене.
Визуально ничего не изменилось в этой картине с прошлого лета, когда мы точно так же, но менее оптимистично хаживали любимыми горными маршрутами.
А вот Казгидромет считает, что экологическая обстановка в южной столице стала лучше. По данным этой службы, «в результате принятых мер» индекс загрязнения атмосферы воздуха в Алматы по сравнению с прошлым годом снизился. Если в 2008 году уровень валовых выбросов в атмосферу от стационарных источников составлял 13900 тонн, то в 2009 - 11300 тонн, то есть на 18,7 процента меньше.
Не могу утверждать, что мне лично полегчало от сопоставления этих данных, все-таки тонны с нулями не вызывают пароксизма довольства, даже если их на несколько тысяч меньше. Меня, как гражданина, в большей степени интересуют те меры, благодаря которым нам всем должно дышаться легче, жить – веселее. Ибо сокращение объемов промышленных и бытовых отходов, устранение ранее допущенных загрязнений - один из основных вопросов Концепции экологической безопасности Республики Казахстан на 2004–2015 годы. Благодаря чему мы можем чувствовать себя в экологической безопасности, если сегодня 90 процентов загрязнения окружающей среды в Алматы приходится на загрязнение воздушного бассейна.
Например, такая тема как автомобиль. Он, как известно, не относится к стационарным источникам, и вред атмосфере наносит немалый. В прошлом году в Алматы был организован экологический взвод из 32 сотрудников, призванный осуществлять контроль за выбросом токсических веществ автотранспортными средствами в атмосферу. За взводом закреплено 12 приборов-анализаторов концентрации окиси углерода и 7 измерителей дымности. Количество приборов, конечно, впечатляет, что и говорить…
Но не это главное. В принципе, и с малыми техническими средствами можно стать грозной силой на страже чистоты атмосферы. Теоретически – можно. И в каком-нибудь другом государстве. Практически и в нашем – невозможно. Потому что контролирующий орган не наделен полномочиями. Он может лишь выписывать штрафы. Взыскать же их с водителей, нарушивших экологические нормы, нереально по причине несоответствия процессуальных норм в Кодексе РК об административных правонарушениях, которые не позволяют изымать водительские удостоверения у таких нарушителей.
Вот и получается: на бумаге – внушительная сумма наложенных штрафов, на деле – те же «водилы» продолжают отравлять воздух, да еще и посмеиваются. Взыскать с них штрафы можно по закону только через суд.
Народ у нас, конечно, сам по себе несознательный. За пять месяцев года к административной ответственности за нарушение норм содержания вредных веществ в выхлопе привлечены 13554 водителя, что на 187 процентов больше, чем за аналогичный период прошлого года. Естественно, они первым делом кивают на продавцов бензина. Пресс-служба акимата сообщает, что УДП ДВД усилен контроль за нормами токсичности, дымности АЗС, автомобильного транспорта и техосмотра. Но в чем это усиление выражается конкретно – опять же не очень понятно.
Рядом с моим домом, например, тихо функционирует маленькая заправка. Конечно, ослиной мочой бензин там никто не разбавляет, но хозяин постоянно хвастается, что все у него «разведено и схвачено». Почему мы сами, извините, «гадим» там же, где живем и отравляем сами себе существование? Природа у нас – сама по себе, ухитряющаяся реанимироваться и «держать удар», а человек – сам по себе, то и дело эти удары наносящий. Что ж, мы уже не паникуем, когда на свет появляется очередной младенец-уродец - привычно киваем на экологию. Мол, что поделать, неблагоприятная среда. Но ведь мы сами сотворили ее, вот в чем ужас. Предпочитая платить мизерный штраф вместо расходов на очистные фильтры на предприятии.
За десять лет мы, одержимые скорейшим обогащением, немало потрудились, чтобы угробить собственные воздух, воду, землю. Компании-отравители используют нашу природу цинично и беззастенчиво, как дешевую девку. О том, что с ней будет дальше, никто и не думает: ни иноземные инвесторы, ни собственные капиталисты. Экологические чиновники, дабы сохранить лицо, время от времени грозят им жалким штрафом, но промышленники лишь усмехаются. К чему устанавливать дорогостоящие фильтры и очистные сооружения, когда можно качать прибыль и так, заплатив смехотворный штраф? Никаких других мер к тем, кто по большому счету ставит под нешуточную угрозу здоровье нации и ее генофонд, у нас в стране законодательно не предусмотрено. Экологическая ситуация в каждой стране зависит от многих факторов: начиная с географического положения и заканчивая такой неподдающейся учету величиной, как активная жизненная позиция населения.
Очень заманчиво списывать экологические неурядицы на мировые природные катаклизмы. Но, по мнению международных экспертов, главная причина проблем с окружающей средой кроется в другом: изначально наплевательском отношении к собственным природным ресурсам плюс абсолютной неэффективности принятой государственной программы по дальнейшему их спасению.
В странах, ухитряющихся непостижимым для нас образом не отравлять и не засорять самих себя, граждане понимают ценность каждой травинки. Попробуй в Швейцарии какой-нибудь заводишко втихаря вылить в реку слегка несвежие отходы! Обеспечены: пикет у ворот, скандал на телевидении и в газетах. К тем, кто портит воздух и другие составляющие жизненного пространства, там относятся нетерпимо, а порой - даже довольно агрессивно. А в Казахстане? Большинству, увы, присуще настроение: «А нам все равно».
Также у нас принято активизировать «спасательные» мероприятия к какому-либо крупному симпозиуму или начальственному визиту.
Заметил прошлой весной глава государства, что в центре Алматы много грузовиков, да еще и грязных – личный состав управления дорожной полиции тут же взялся за грузовики. А с 1 июля по 1 августа пройдет месячник «Каламызга - таза ауа», организованный управлением природных ресурсов и регулирования природопользования. Цель - улучшение экологической ситуации, но неспроста. «Акция направлена на снижение эмиссий загрязняющих веществ в воздушный бассейн города, профилактику экологических правонарушений и отработку мероприятий по улучшению атмосферного воздуха в рамках подготовки и проведения зимней Азиады-2011», - сообщается в пресс-релизе.
А пройдет месячник, закончатся Азиатские игры? В прошлом году принята «Комплексная программа по снижению загрязнения окружающей среды г.Алматы на 2009-2018 годы», задача которой, как говорилось на презентации - поэтапное достижение целевых показателей качества атмосферного воздуха.
Наверное, в этом и есть наша основная проблема: главное – показатели, а не собственно качество.
Пока данные понятия будут подменять друг друга, никакими месячниками – это же не волшебная палочка, в конце концов - воздух из грязного в чистый не превратить…
фото Владимира Савенкова