Первый раздел: Водительские истории
Блондинке даже спецсигнал не поможет
Эту короткую историю мне рассказал один из бывших руководителей алматинской дорожной полиции. Имени называть не стану, так как наш собеседник опасается, что его может не понять... супруга.
– Было это лет 10 тому назад, – начал он свой рассказ. – Я на служебном автомобиле отправился на совещание в ДВД. Поехал вниз по улице Байтурсынова, но перед пересечением с проспектом Абая угодил в пробку. Оказывается, там, на самом перекрестке, троллейбус столкнулся сразу с двумя легковушками. В общем, объехать место ДТП не было никакой возможности: перекресток со всех четырех направлений очень плотно “упаковался”.
Сообщил я начальству о неприятном сюрпризе, сижу и жду, что дальше будет.
Тут из стоявшего рядом такси выходит красивая девушка-блондинка и стучит пальчиком в боковое стекло нашего авто. Открываю окно и спрашиваю: что случилось? Она, надув губки, говорит: мол, в аэропорт очень сильно опаздывает и просит разрешения пересесть к нам в машину.
Я очень удивился и спросил ее: зачем? Она отвечает: у вас же мигалка синяя есть и сирена. Если включите их, мы быстро в аэропорт доедем! Переглянувшись с водителем, мы потом не сразу смогли объяснить девушке, почему, даже включив спецсигналы, не сможем тронуться с места. Так что некоторые блондинки, даже крашеные, это – чудо!
Второй раздел: Автолюбители интересуются
“Сиськи” всю поляну не рубят!
После запуска в Алматы 400 аппаратно-программных комплексов “Сергек” для фотовидеофиксации и аналитики нарушений ПДД в соцсетях поднялась настоящая буря. Каких только, скажем прямо, диких предположений там не было! Якобы эти “сиськи” (согласитесь, из-за своей округлой формы камеры “Сергек” внешне напоминают вторичные признаки женской половой сферы, как, впрочем, и яйца Фаберже тоже) могут крутиться вокруг собственной оси и фиксируют абсолютно все нарушения! От непристегнутого ремня безопасности до проезда на красный сигнал светофора. Чтобы далее не утомлять читателей, отметим, что, выдав подобные перлы, подавляющее большинство обитателей соцсетей продемонстрировало свое полное и абсолютное невежество в этом вопросе.
О том, как на самом деле функционируют “Сергеки”, нам рассказал начальник управления административной полиции ДП Алматы полковник Жандос МУРАТАЛИЕВ.
– Комплексы “Сергек” фиксируют такие нарушения ПДД, как проезд на запрещающий сигнал светофора, нарушение требований дорожной разметки и пересечение стоп-линий, превышение скоростного режима и выезд на полосу, предназначенную для движения общественного транспорта. В соцсетях сейчас граждане пишут, что “Сергеки” фиксируют даже разговор водителя по сотовому телефону, непристегнутый ремень безопасности и выброшенный из окна машины окурок. Но это не так. Конечно, если наши инспектора станут круглосуточно отслеживать все камеры и просматривать все видеозаписи, тогда они выявят вышеуказанные нарушения. Но необходима четкая доказательная база.
– Одна камера может фиксировать все эти нарушения?
– Нет, одна может быть настроена на стоп-линию, другая – измеряет скорость и т. д.
– Допустим, комплекс “Сергек” зафиксировал какое-то нарушение. Куда идет эта информация?
– В ЕРАП (единый реестр административных протоколов), а оттуда в нашу базу – в центр обработки данных. Там сотрудники изучают нарушения и, если они бесспорны, распечатывают предписания о наложении административного штрафа и высылают по адресам нарушителей.
– В течение какого времени полиция уведомляет водителя о совершенном им нарушении?
– Согласно Административному кодексу, мы обязаны сделать это в течение 2 месяцев.
– А если не успели?
– Тогда выносим постановление о прекращении в отношении его административного производства. И он может не оплачивать штраф. "Пешком все ходить будем": как новая система штрафов за нарушения ПДД может оставить весь Казахстан без автомобилей
– Как можно обмануть камеру?
– Некоторые несознательные водители пытаются сделать это, снимая государственные регистрационные номерные знаки. Или же привинчивают подложные. Но таких нарушителей выявляют дорожно-патрульные экипажи и привлекают к административной ответственности.
– А что это за маленькие камеры, которые стоят рядом с круглыми “Сергеками”?
– Они производят видеозапись. Допустим, водитель проехал на красный сигнал светофора, и “Сергек” сфотографировал сам факт нарушения. Но водитель не согласен. Тогда наши сотрудники изучают видео с дополнительной маленькой камеры. Она производит видеозапись светофора, перекресток и маневр автомобиля.
– С какого расстояния комплекс может зафиксировать нарушение? Например, превышение скорости?
– Максимально с 90 метров.
– Бывают ли случаи, когда нарушение выявлено, но водитель не виноват?
– Да, таких фактов немало. Например, когда снег выпал и дорожной разметки, в том числе и стоп-линии, не видно. А водители заехали на нее. Тогда приезжаете в ДП Алматы и пишете заявление на мое имя. Мы рассмотрим и, если штраф выписан неправомерно, вынесем служебное заключение. Тогда водитель может не оплачивать штраф.
– Куда идут средства, полученные за счет штрафов?
– В бюджет города. Никакие частные лица или компании из этих денег не получают ни копейки. Этот проект реализован в рамках государственно-частного партнерства департамента полиции города Алматы и казахстанской IT-компании совместно с ТОО “Көркем Телеком”.
Третий раздел: Особенности дорожного движения в нашем городе
Авто из Кыргызстана и Армении – “персоны нон грата”
Владельцы машин, привезенных в Казахстан из этих двух республик, не согласны с тем, что сотрудники полиции изымают их движимую собственность и ставят на штрафстоянку.
Разговор на эту тему шел уже давно, а в последний раз о проблеме кыргызских и армянских машин в октябре прошлого года упоминал депутат мажилиса Павел КАЗАНЦЕВ. Он тогда сказал, что депутаты намерены инициировать поправки в Закон “О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты РК по вопросам транспорта”. И вот, свершилось – с 1 января 2020 года эти самые поправки вступили в силу. Чем же это вызвано? Да все очень просто!
В РК нет единой базы данных, в которую входят автомобили, ввезенные из Кыргызстана и Армении. Это позволяет их владельцам безнаказанно нарушать ПДД, а может, и делать что-нибудь похуже.
По словам первого заместителя министра внутренних дел РК Марата КОЖАЕВА, авто из РФ это нововведение не коснется. Почему? Оказывается, поставить на временный учет и заплатить таможенные сборы должны владельцы всех машин, которые ввозят в Казахстан, если они были растаможены не по правилам, утвержденным на территории ЕАЭС. А в Армении и Кыргызстане до 2020 года действовал льготный период растаможки, и пошлины были намного ниже, чем у остальных членов ЕАЭС – РФ, Беларуси и РК.
Граждане Казахстана же, приобретая машины в Армении и Кыргызстане, сразу должны были пройти полную таможенную очистку.
Про это говорилось немало, но следовать правилам никто не хотел. Поэтому теперь МВД начало принимать меры. Выбор невелик: зарегистрировать авто и выплатить немалые таможенные сборы или вывезти машины из Казахстана.
Если люди продолжат эксплуатировать авто, ввезенные из Армении и Кыргызстана, без регистрации и не пройдут таможенную очистку, машины сначала отправят на штрафстоянку, а хозяину выпишут штраф. В случае неуплаты таможенных пошлин машину выдворят за пределы РК.
А не надо пьяным за руль садиться!
Казахстанские любители нетрезвых покатушек дождались сюрприза: с 1 января 2020 года их могут лишить водительских прав на 7–8 лет, арестовать на срок до 20 суток или оштрафовать на 53 тысячи тенге. Но все это – если нетрезвый водитель совершит только лишь административное правонарушение. Если же деяние попадает под статью УК РК, здесь другие санкции: штраф 13 миллионов тенге, пожизненное лишение прав и, конечно же, тюремный срок.
В Алматы за решетку уже отправились первые нетрезвые “ласточки”. Например, 46-летний водитель, лишенный водительских прав и привлеченный к уголовной ответственности, 13 января решил покататься за рулем. Конечно же, пьяным! И совершил повторное ДТП. В настоящее время его привлекли к уголовной ответственности по ч. 2 ст. 346 УК РК. Теперь проблем у него – выше крыши.
Но, допустим, человек в первый раз попался за рулем нетрезвым. Тогда по ст. 608 КоАП ему светит 15 суток административного ареста и лишение прав на 7 лет.
Если же он причинил кому-нибудь материальный ущерб или же нанес вред здоровью, не имеющий признаков уголовно наказуемого деяния, его срок адмареста увеличивается на 5 суток, а прав лишат на те же 7 лет.
Сел за руль пьяным в течение года, но срок предыдущего административного взыскания уже истек? Прим. 1 ч. 3 ст. 608 КоАП – лишение прав на 8 лет и 20 суток адмареста либо штраф 53 тысячи тенге. В том случае, когда деяние подпадает под Уголовный кодекс, штраф – 13 миллионов тенге, пожизненное лишение прав и лишение свободы.