Помню, еще в советские времена бабушка, выходя на заслуженный отдых, сказала: как бы дожить до пенсии в этих очередях и беготне за сотней бумажек. В сознании людей глубоко засела мысль, что пенсионные дела – это, во-первых, не скоро, во-вторых, долго. Но жизнь изменилась. Планировать пенсию надо с первой зарплаты, а чтобы ее получить от государства и из своих накоплений, достаточно подать одно заявление в ЦОН.
ЕНПФ, который отвечает за наши пенсионные накопления, постепенно превращается в одну из самых автоматизированных структур страны. Изменяется время и пространство оказываемых услуг. Искусственный интеллект берет на себя ведущие функции и делает работу с точностью и скрупулезностью, свойственной машинам. Это позволяет вести безукоризненные расчеты и предоставлять услуги в режиме абсолютно нового времени.
“Мини-ЕНПФ” в кармане
Еще 10 лет назад, если бы кто-то сказал, что основные услуги ЕНПФ смогут уместиться в кармане, в мобильном телефоне, я бы не поверила. Что для получения данных о пенсионном счете не придется ехать в отделение, меняя планы, а достаточно будет просто нажать пару кнопок на смартфоне. Помню, как в 2014 году прошла новость о том, что ЕНПФ запустил мобильное приложение. За 7 лет оно значительно модернизировалось и стало полноценным помощником. На сегодняшний день его скачали более 2,5 миллиона раз. У зарегистрированных пользователей приложения есть свой “Личный кабинет”, виртуальное пространство, которое содержит всю необходимую информацию. На главной странице “Личного кабинета” можно сразу же увидеть данные о сумме пенсионных накоплений и какая часть из них приходится на инвестиционный доход.
Недавно появилась новая “кибер-фишка” – каждый вкладчик может узнать сумму пенсионных накоплений, превышающую порог минимальной достаточности, если таковая имеется. Эти деньги можно использовать для улучшения жилищных условий и лечения.
Тут же в одно касание можно получить справку о наличии пенсионного счета. Внести при необходимости изменения и дополнения в свои реквизиты, отследить статус заявления о назначении пенсионных выплат или переводе пенсионных накоплений в страховую организацию, направить обращение, заказать обратный звонок, подать заявку на мобильное обслуживание (для социально уязвимых слоев населения).
А для тех, кто хочет узнать свое будущее, а именно: какие выплаты положены при достижении пенсионного возраста, в приложении имеется пенсионный калькулятор. Об это расскажем подробнее.
Калькулятор из будущего
Один из самых популярных сервисов фонда позволяет каждому вкладчику онлайн рассчитать свою будущую пенсию. Прогнозный пенсионный калькулятор в своем функционале имеет множество возможностей различных актуарных расчетов будущих пенсионных выплат. При этом он автоматически прогнозирует как государственную базовую пенсию и пенсию по возрасту, так и выплаты из ЕНПФ. Программа буквально за 2–3 клика может дать примерную картину будущих выплат. Такого точного предсказания будущего вы не найдете, пожалуй, нигде. Немудрено, что эта услуга пользуется бешеной популярностью среди людей.
Заглянуть на 10 лет вперед, чтобы увидеть свое финансовое положение, это не только увлекательно, но и полезно.
Ведь если суммы окажутся не такими радужными, стоит пересмотреть свое отношение к пенсионным отчислениям сегодня и стараться увеличить их для безбедной старости. Ежемесячно в среднем прогнозным калькулятором пользуются более 30 тысяч раз. Для расчета в калькуляторе необходимо заполнить все графы: дату рождения, пол, трудовой стаж, стаж участия в накопительной пенсионной системе, сумму накоплений на сегодняшний день и размер заработной платы за последнее время. Если вы зарегистрированы в “Личном кабинете” на сайте enpf.kz, личные данные и сумма накоплений отразятся автоматически. Результат расчета выдается в 3 сценариях: пессимистичном, реалистичном и оптимистичном. Все 3 варианта учитывают предполагаемый уровень доходности выше инфляции.
Есть еще очень удобные и актуальные функции. Калькулятор покажет, какими будут пенсионные выплаты в случае изъятия пенсионных накоплений на альтернативные нужды и какими они прогнозируются в случае, если средства останутся на пенсионном счете. Кроме того, с помощью калькулятора можно рассмотреть вариант получения выплат через страховую компанию в случае заключения договора пенсионного аннуитета. В общем, пенсионный калькулятор выдаст разные прогнозы, на основании которых можно принять продуманное решение.
Для вкладчиков, выходящих на пенсию в ближайший год, есть более упрощенный вариант калькулятора – текущий пенсионный калькулятор.
90 процентов услуг – онлайн
За первые 4 месяца текущего года ЕНПФ оказал своим вкладчикам более 14,4 миллиона услуг из них порядка 93 процентов – в удобном электронном формате. Представьте, сколько личного времени каждого вкладчика это позволило сэкономить и направить на другие важные дела. Кому-то не пришлось оставлять ребенка, чтобы бежать в отделение ЕНПФ, отпрашиваться с работы у шефа, кто-то смог заняться лечением, самообразованием, улучшением качества своей жизни, просто отдохнуть. Время – самое ценное, что у нас есть. И проделанная работа ЕНПФ в этом направлении, экономия этого ресурса каждого вкладчика, бесценна.
В начале мая этого года в эстонском Таллинне подвели итоги конкурса на получение награды Good Practice Award for Europe 2022 от Международной ассоциации социального обеспечения (МАСО). Премия очень почетная – за передовой опыт и внедрение технологий.
Одним из лауреатов конкурса стал наш ЕНПФ. Фонд получил почетную грамоту с особым отличием за реализацию Корпоративной Стратегии на 2017–2021 годы, а именно: за успехи в деле расширения охвата накопительной пенсионной системой за счет обеспечения равного доступа, внедрения современных информационно-коммуникационных технологий и повышения финансовой грамотности населения. То есть за всё то, о чем мы здесь рассказываем.
А еще для удобства людей был запущен беззаявительный формат обслуживания в ЕНПФ.
В него входит, к примеру, автоматическое открытие индивидуальных пенсионных счетов по учету всех видов взносов при поступлении первой суммы. При этом идентификация физического лица осуществляется по персональным данным, указанным в электронном формате платежного поручения при перечислении пенсионных взносов. При этом все необходимые сведения ЕНПФ получает из информационных систем государственных органов. Всё это очень удобно. К примеру, для открытия счета по учету обязательных профессиональных пенсионных взносов ранее требовалось, чтобы сразу 3 участника (работодатель, сотрудник и работник ЕНПФ) занимались этим вопросом в отделении. Для некоторых видов бизнеса выход из рабочего графика сразу 2 сотрудников оборачивался простоями и денежными потерями. Добровольные пенсионные взносы тоже стали приятной и простой процедурой. В беззаявительном порядке с начала года было оказано более 3,4 миллиона услуг.
Но некоторые граждане, несмотря на удобство автоматизированных систем, всё еще предпочитают живое человеческое общение. Они идут в отделения ЕНПФ не просто за услугой, а за консультацией, советом и хорошим настроением. Поэтому искусственный интеллект хорош, но управляют им и дарят душевное тепло все-таки живые люди.
АЛМАТЫ