В тот роковой день в Алматы был жуткий туман. Прогнозы о состоянии атмосферы “Казаэросервис” передавал в аэропорт Алматы практически в ежеминутном режиме. “Сейчас все материалы у транспортного прокурора, идет расследование”, – сообщили нам 30 января в “Казаэросервисе”. Рейс 670 вылетел из Кокшетау в Алматы, а в 13.13 исчез с радаров. Примерно в половине второго жители поселка Кызылту, что в нескольких километрах от взлетно-посадочной полосы аэропорта, а также проезжавшие мимо услышали звук, похожий на взрыв. Потом наступила мертвая тишина.
– Снега было очень много, близко подойти не смогли. Но даже с расстояния видели, что повсюду обломки, кровь, – рассказывает житель поселка Кызылту Ильяр. – Стоял сильный запах керосина, но огня не было…
После захода на второй круг борт не дотянул до взлетно-посадочной полосы примерно два километра и упал в болотистой местности, недалеко от жилых зданий. Удар о землю был такой силы, что выжить никому из находившихся в “Челленджере” не удалось…
30 января Президент Казахстана Нурсултан НАЗАРБАЕВ объявил 31 января днем траура по погибшим. Семьям, потерявшим близких, акиматы областей окажут материальную помощь в размере 1 миллиона тенге. Авиакомпанией SCAT будет выплачена помощь – 3 миллиона тенге – родственникам погибших.
Спасатели и кинологи Республиканского оперативно-спасательного отряда, служащие воинской части МЧС ведут работы на площади 14 тысяч 400 квадратных метров. А возле забора, отделяющего место катастрофы, появились на снегу гвоздики…
– Самолет шел на посадку в тяжелых погодных условиях, – сообщил в среду вице-премьер правительства РК, руководитель комиссии по расследованию авиакатастрофы Бахытжан САГИНТАЕВ. – Ночью мы осмотрели место крушения. Бортовые самописцы доставлены в Москву. Для их расшифровки привлечены независимые эксперты. По предварительной договоренности в течение 15 дней работа должна быть завершена.
Авиационные эксперты, которых мы просили прокомментировать возможные причины страшной трагедии, считают, что в данный момент неэтично выдвигать какие-то гипотезы. Ведь погибли их товарищи, пассажиры, в том числе полуторагодовалый малыш… Они надеются, что следствие ответит на все возникшие вопросы – все ли системы работали в момент захода на посадку, был ли смысл отправлять борт на второй круг, и так далее.
Те, кто знал погибших пилотов, нисколько не сомневаются в профессионализме Владимира Евдокимова, Александра Шарапова, Святослава Бабаяна. В авиакомпании SCAT заверили, что перед вылетом из аэропорта Кокшетау самолет прошел предполетную подготовку в полном объеме и был в исправном техсостоянии. Самолет 2000 года выпуска, базовое техобслуживание прошел в декабре 2012 года в Новосибирске.
30 и 31 января в центр судебной экспертизы Алматы прибывали родные погибших членов экипажа и пассажиров на опознание тел. Тело жителя Киргизии – 35-летнего Акрама Низамова – его сестра в сопровождении сотрудников МЧС повезла на родину предать земле. По данным пресс-службы департамента по ЧС Алматы, на четверг, 31 января, опознаны все тела.
Страшное известие о гибели карагандинского летчика Владимира Евдокимова и бортпроводницы Ирины Кривоносовой пришло в их семьи.
У 55-летнего командира экипажа Владимира Евдокимова – насыщенная и богатая биография. После окончания Бугурусланского летного училища Владимир прошел переподготовку на самолеты класса CRJ 200 в Балтийской авиационной академии. Его общий налет составил 18 194 часа. В том числе 851 час в качестве командира лайнера CRJ 200. Владимира Евдокимова хорошо знают в Караганде, где он жил, а работал на авиапредприятии в Шымкенте.
С болью в сердце вспоминает о своем коллеге пилот Анатолий ГУЗЕНКО, 29 января они встретились утром в Алматинском аэропорту:
– Володя выглядел бодро и пребывал в прекрасном настроении. Поговорив, мы разошлись каждый к своим самолетам. Внутренняя интуиция даже не подсказала, что я больше не увижу Володю.
Бортпроводнице Ирине Кривоносовой было 44 года. Ее отец Николай Кривоносов сейчас живет в Шымкенте. Он воспитал плеяду пилотов-профессионалов, которые работают в гражданской и военной авиации Казахстана.
До трагедии 29 января у авиакомпании SCAT уже была нештатная ситуация с самолетом CRJ-200. Речь идет о рейсе Астана – Тараз 22 ноября 2012 года. Тогда у CRJ 200 возникли проблемы с двигателем.
– В тот день на борту самолета я попрощался с жизнью, – рассказывает пассажир рейса № 755 Валерий МИХИН. – Мы вылетели со значительным опозданием из Астаны. Командир экипажа, прежде чем сесть в самолет, очень долго разглядывал его и был в каких-то сомнениях.
Валерий Михин через несколько минут после взлета с ужасом осознал, что борт летит с одним работающим двигателем. Слышался неестественный гул, а сам самолет летел очень низко и приземлился в Шымкенте, а не в Таразе.
– В аэропорту нас встречали службы ЧС и машины скорой помощи, – говорит другая пассажирка Наталья ВЕСЕЛОВА.
Авиакомпания отправила пассажиров из Шымкента в Тараз на… автобусе. После в комментариях на сайте жамбылской газеты “Знамя труда” пассажиры не стеснялись в выражениях и просили авиационные власти проверить ее самолеты.
31 января к офису авиакомпании SCAT в Шымкенте люди несли цветы, а в здании аэропорта организован уголок памяти погибших в авиакатастрофе.
– Мы выражаем соболезнования родным и близким погибших. Мы потеряли товарищей, с которыми нас связывают годы совместной работы и настоящая дружба, и скорбим вместе с вами, – сказала пиар-менеджер авиакомпании SCAT Виктория УЛЬЯНОВА.
Один из членов экипажа 23-летний Святослав БАБАЯН был единственным ребенком в семье авиаторов (папа – штурман, мама также работает в аэропорту). Окончил авиационный колледж при академии гражданской авиации в Алматы. К работе в качестве второго пилота Ан-24 в авиакомпании приступил с 1 марта 2011 года, налетал 700 часов. И совсем недавно – в январе 2013 года – прошел подготовку по курсу переучивания на самолет CRJ 200.
23-летняя бортпроводница Дина АСФАНДИЯРОВА родом из Таджикистана, окончила в Шымкенте школу-гимназию № 8, затем российский институт. В июле прошлого года пришла работать в авиакомпанию SCAT.
Среди погибших пассажиров разбившегося под Алматы самолета оказался и Кайсар МАЛЬГАЖДАРОВ, начальник Центра таможенного оформления Алматы. На эту должность он был назначен недавно, в сентябре прошлого года.
В департаменте таможенного контроля по Алматы вначале не могли ни подтвердить, ни опровергнуть информацию о гибели начальника одного из подразделений. Позже пресс-служба сообщила, что их коллега возвращался из отпуска, который провел с семьей. Но этим рейсом в Алматы летел один. У него остались жена и четверо детей, младшему из них 3 месяца.
Кайсар Мальгаждаров родился в мае 1969 года в совхозе "Ленинский" Северо-Казахстанской области в семье сельских учителей. Окончил Петропавловский педагогический институт. С 1995 года работал в таможенных органах. Имел государственные награды – орден “Құрмет”, медаль “Қазақстан Республикасының тәуелсіздігіне 20 жыл”, врученную Указом Президента РК, звание “Лучший специалист таможенных органов РК”.
Землетрясения в Алматинской области и Китае, катастрофа самолета вблизи Алматы, более 200 погибших при пожаре в Бразилии – неделя выдалась просто страшной. Так негативно повлияло расположение планет?
– Эта неделя очень сложная, – говорит известный казахстанский астролог ДЖЕММА. – Солнце преодолевает квадратуру к Сатурну, что обещало нам похолодание. И похолодало. Каждый такой напряженный аспект – некий спусковой крючок, который начинает приводить механизм в действие. Юпитер возвращается в свое директное движение. Это значимый параметр, когда планеты меняют гравитационный рисунок. Когда случилась драма на "Фокусиме" два года назад, в это время Уран перешел в знак Овен.
– Солнце находится в знаке Водолей – он занимается воздушными аспектами, – продолжает Джемма. – Сатурн находится в знаке Скорпион. Он говорит о неких старых вещах, технологиях, чей жизненный ресурс надо подвергать проверке. То есть косвенно авиакатастрофу можно связать с этими двумя аспектами.
В целом год Змеи, по словам астролога, должен ослабить разного рода риски. Но все же не теряйте бдительность.
Редакция газеты "Караван" выражает соболезнования семьям погибших. Светлая им память.