Иса БИСЕНОВ: Вспоминать страшно, как напалмом выжигали деревни

Наверное, навсегда останется в памяти, как в годы войны в Индокитае я мальчишкой хотел попасть туда. Свежи были воспоминания фронтовиков, вернувшихся с полей Великой Отечественной, но та война уже была историей. А во Вьетнаме братский народ боролся с американскими агрессорами.

О том, что это была за война и кто с кем воевал, нам рассказывали на уроках в школе. И мы, мальчишки, презирали американцев, бомбивших хижины вьетнамцев. Видели в кинохронике тех лет, как выжигали целые деревни, как гибли люди. Но хотели попасть на эту войну, чтобы помочь…

Воспоминания детства всколыхнули душу несколько лет назад, когда я узнал, что в Кызылординской области живет единственный в Казахстане участник Вьетнамской войны Иса БИСЕНОВ. И вот наша первая встреча с ним. Пожилой мужчина, поджарый, с военной выправкой, которую не скроют ни года, ни возраст. И сразу поразил своими познаниями событий, которые привели его во Вьетнам – в то время экзотическую для советского человека страну.

Почти сразу после победы Советского Союза над фашистами ханойское радио объявило миру об образовании Демократической Республики Вьетнам, руководимой Временным национальным правительством во главе с лидером патриотического фронта Хо Ши Мином, – вспоминает Иса Бисенов. – Однако бывшие союзники СССР по антигитлеровской коалиции отказались выполнять положения Атлантической хартии, заключенной в начале Второй мировой войны и гласившей, что после нее активные участники борьбы с фашизмом, в числе их был и Вьетнам, получат право свободно определять судьбу своего государства. Приказом командующего войсками союзников в юго-западной части Тихого океана американского генерала Макартура Вьетнам был разделен на две зоны. Тогда объявили, что это сделано для приема капитуляции японских войск по 16-й параллели: к северу – китайскими частями Чан Кайши, к югу – английскими соединениями из состава командования в Юго-Восточной Азии. На деле же вошедшие в Индокитай британские войска не стали помогать вьетнамцам быстрее избавиться от японского военного присутствия, а создали условия для возвращения прежних оккупантов – французских колонизаторов. И война за независимость растянулась на десятилетия. Боевые действия в Юго-Восточной Азии, проходившие с конца 1950-х годов и до 1975 года, известны как Вторая Индокитайская война.

Прервав беседу, спрашиваю аксакала, откуда он так хорошо знает эти исторические подробности. Оказалось, что после возвращения домой он проштудировал массу литературы о всколыхнувших весь мир событиях, участником которых ему довелось стать. Как же парнишка с берегов Сырдарьи оказался во Вьетнаме?

– На эту войну я попал в составе группы советских военных специалистов, обучавших местных солдат навыкам противовоздушной обороны. Я пробыл во Вьетнаме год и три месяца.

Нетрудно догадаться, что в те годы Иса Бисенов служил в рядах Советской Армии, но в отличие от своих сослуживцев был уже семейным человеком – в родной Кзыл-Ординской области его ждали жена и сын:

Восемь классов я окончил в поселке Кармакши. Поступил в техническое училище, работал в юрточном цехе, со своей будущей женой Алияш познакомился в вечерней школе. В 1964 году закончил еще медицинское училище, женился, пошел работать фельдшером. Потом родился первенец – сын Сагыныш, но вскоре меня призвали на службу в ряды Советской Армии. Попал служить в город Гатчину фельдшером в войска противовоздушной обороны. Вскоре вызвали меня в штаб. Командир сказал, что  формирует полк помощи дружественному вьетнамскому народу: “Хотим тебя, сержант, отправить с нашими специалистами фельдшером”. Приказ есть приказ, я же присягу принимал!

До отправки во Вьетнам мне позволили съездить домой, с родными повидаться. Те, конечно, волновались, но крепились. Надо – значит надо. Несколько недель ушло на подготовку. Все, кто должен был отправиться во Вьетнам, прошли инструктаж. Ехали мы туда под большим секретом, поэтому условностей было много. С нас даже форму военную сняли. Через Китай, с дипломатическими паспортами, мы летели как гражданские лица. У каждого чемоданы с одеждой – нам ее специально подбирали отличного качества. Никакой военной выправки, никакого оружия, никаких лишних слов. Все должно было выглядеть сугубо мирно. Но одежда, набитая в чемоданы, почти не пригодилась, во Вьетнаме мы все месяцы провели в жарком климате в одних майках и шортах.

Полк, в котором оказался Иса Бисенов, рассредоточили по джунглям Северного Вьетнама, большинству специалистов пришлось работать в партизанских отрядах инструкторами по противовоздушной обороне. Задача была – сбивать самолеты противника на дальнем расстоянии. Месяца три это делали советские специалисты – вьетнамские солдаты наблюдали. Потом их посадили за установки, и уже наши смотрели, анализировали, обсуждали, что и как было сделано, продолжали вести обучение на практике:

– Бомбили нас с американских самолетов часто, меня контузило во время одной из бомбежек. Раненых среди наших спецов почти не было, мы умели воевать, укрываться во время налетов, а у вьетнамцев потери были большие. В том числе – среди мирного населения. Я, фельдшер, помогал всем. Очень жалко было детей и женщин. Женщины из деревень целыми днями работали на рисовых полях, маленьких детей привязывали на спины. Случалось, при налетах целые деревни выжигали напалмом. И вьетнамцы их отстраивали заново. Я горжусь тем, что воевал, что был с вьетнамским народом, отчаянно боровшимся за свободу, – в самые трудные для него времена…

В конце 1966 года, после 15 месяцев пребывания в воюющем Вьетнаме, Иса вернулся в свою часть. Правительство этой страны наградило бойца из Кзыл-Ординской области медалью Дружбы, а на родине он получил медаль “За отвагу”.

По приезде домой всю свою трудовую жизнь, до самой пенсии, Иса Бисенов посвятил лечению людей. Сначала работал

фельдшером, потом возглавил больницу в ауле Куандарья Кармакшинского района.  Вместе с супругой Алияш они воспитали и вырастили семь детей, уже есть 20 внуков, два правнука. Как говорит сам Иса-ага, жизнь сложилась удачно, даже с учетом вьетнамского периода.

Два года назад в Кызылорду специально приезжал посол Вьетнама в Казахстане Нгуен Ван Хоа, он поблагодарил Ису Бисенова от лица вьетнамского народа за помощь в годы войны и преподнес его семье памятные подарки. Это ли не дань уважения солдату!

Затем состоялась долгожданная поездка в страну. Вместе с ветераном во Вьетнам полетели его жена и переводчица – студентка Кызылординского госуниверситета имени Коркыт ата Лаура Алиева.

“Нас очень тепло встретили в ассоциации ветеранов вьетнамской войны, познакомили с историческими местами страны, – вспоминает Лаура. – Еще нас принял Президент страны Чыонг Тан Шанг и вручил Исе Бисенову орден Дружбы”.

“Вьетнам признателен Казахстану за помощь” – под такими заголовками вьетнамские газеты рассказывали о той поездке прошлого года и о том, как глава государства наградил в Ханое нашего ветерана.

“Встретили нас, как королей! С президентом Вьетнама мы беседовали целых три часа в его резиденции, – рассказывал после поездки аксакал. – После был пышный банкет, а затем целую неделю мы отдыхали и гуляли. Как же все изменилось! Страна расцвела!”.

Когда уже готовился этот материал к печати, история нашего знакомства с Исой получила неожиданное продолжением. 2 марта ветеран позвонил сам и сказал, что надо встретиться. С порога он заявил, что хорошо знает газету “КАРАВАН” и попросил о помощи:

“Обо мне рассказывали в разных изданиях, показывали по телевидению. Но такое впечатление, что наши чиновники не читают газет и не смотрят телевизор. Решить мою проблему никто не может или просто не хочет. Дело в том, что меня, раненного и контуженного во Вьетнаме инвалида II группы, приравняли к воинам-афганцам. А мне уже 73 года.

Мне говорят, что я единственный казахстанец, воевавший во Вьетнаме. Сейчас за инвалидность получаю всего 12 тысяч тенге и никаких других льгот. От отчаяния даже написал письмо министру обороны России Сергею Шойгу – может, соседняя страна установит мне льготы, ведь у них много воинов, которые, как и я, были во вьетнамских джунглях. А от наших чиновников всегда идут отписки. Был перед Новым годом в Астане, думал, попаду на прием к министру обороны, но не получилось. Сейчас опять еду в столицу, обещали 6 марта прием у начальника Генерального штаба генерал-полковника Сакена Жасузакова. Хочу сказать о наболевшем, а на “КАРАВАН” надеюсь, потому, что вашу газету читает очень много начальства. Может, они все-таки обратят внимание на мою проблему”.

Увы, поездка ветерана в столицу вновь не внесла ясности в ситуацию с его статусом. Снова его гоняли по кабинетам. Вначале сорвалась встреча с начальником Генштаба. Его принял другой командир в чине генерал-майора, но ничего конкретного не сказал, лишь пообещав выдать удостоверение участника… афганской войны. Уже на этой неделе Иса Бисенов вместе с мажилисменом Алмасом Туртаевым пытался попасть на прием к министру здравоохранения и социального развития Тамаре Дуйсеновой. Опять не получилось. Так и вернулся домой аксакал несолоно хлебавши. Вот так. С президентом Вьетнама три часа беседовал, а родным чиновникам – не до него. Но Бисенов сдаваться не собирается – закалка вьетнамской войны не позволяет.

Кызылорда