Ирония истории

В 1934 году в Усть-Каменогорск приехал Сергей Киров – секретарь Центрального Комитета партии большевиков, любимец ленинградских рабочих, деятель, к имени которого всегда добавляли “пламенный революционер”. Он прибыл для оказания помощи в организации уборки урожая. Осмотрел хлеборобные Таврический и Шемонаихинский края, зажег в колхозниках энтузиазм пламенными речами. В Усть-Каменогорске Киров тоже запомнился речью. Он выступил с балкона двух­этажного здания, откуда открывался вид на Покровский собор и базарную площадь. Посреди базара была огромная лужа. Гость решительно осудил такое бескультурье и предложил на месте базара сделать парк. Спустя три месяца, 1 декабря 1934 года, Киров был убит в Ленинграде.

– По всей стране начались траурные митинги, – рассказала восточноказахстанский краевед Ирина ДУРНОВО. – Устькаменогорцы решили выполнить завет Кирова, провести субботники, вычистить площадь. И на следующий год летом приступили к посадке деревьев. Парк был основан на голом энтузиазме, без единой казенной копейки.

Планирование насаждений поручили замечательному местному садоводу Дмитрию ПАНКРАТЬЕВУ. За основу была взята классическая схема с центральной аллеей и боковыми дорожками-лучами. Озеленение шло несколько лет, только в первый год по периметру участка высадили почти 5 тысяч районированных деревьев и кустарников:

– У Панкратьева была команда из 16 человек, которые получали зарплату 16 рублей и работали вплоть до 1939 года. Зимой в парке заливали каток, играл оркестр семьи Щепетильниковых. В 1936-м снесли собор, и площадь парка еще увеличилась.

Снос собора – отдельная страница в истории города. О редкой красоте трехпрестольного Покровского храма говорят архивные фотографии. К белокаменному строению прилегал небольшой сад с яблонями, жимолостью... В десятке метров от бывшего церковного садика в 1938-м установили памятник Кирову. С тех пор вплоть до середины 2000-х годов парк в Усть-Каменогорске носил его имя.

– Когда выбирали место под памятник, нашли единственное, где грунт мог выдержать изваяние весом в 6,5 тонны и каменный постамент, – говорит Ирина Васильевна. – Медную фигуру отливали в Ленинграде и привезли по частям на больших баржах в таре, заполненной песком и опилками. 3 тонны меди выделило государство, еще 3,5 тонны выделили по особому распоряжению Серго Орджоникидзе. Белый гранит для облицовки нашли недалеко от города в селе Предгорном.

Скульптура художника Томского и архитектора Троцкого отражает момент выступления Кирова с речью. На постаменте высечены его слова: “Успехи действительно у нас громадны. Черт его знает, если по-человечески сказать, так хочется жить и жить”. Насколько искренними были эти слова об успехах? Пусть судят историки. Зато силу духовных ценностей доказало само время. Спустя 65 лет после сноса Покровского собора на его территории поднялась часовня – деревянная, с золотой маковкой, построенная на пожертвования горожан. Фигура революционера, по совету которого город “очистили” от храма, теперь смотрит прямо на золотой крест. Такая вот ирония судьбы.

В 2000-х парк Кирова реконструировали. Сменилось и название – на “Жастар”. С таким предложением якобы выступила некая общественность. Тогда же в акимате заговорили о переносе монумента: мол, надо очистить видное место от символа советского прошлого. Но медный Киров все еще на старом месте. И, наверное, к счастью. Как показывает жизнь, бороться с историей – дело неблагодарное.

Усть-Каменогорск