Ирбис, открой личико

Вообще автоматические фотоаппараты появились здесь еще три с половиной года назад. Авторы того проекта фотоаппаратуру выбрали одну из самых дорогих, но… за все это время объективы не поймали на водоразделе рек Становая и Сарымсакты ни одного ирбиса.

Сейчас у парка – попытка номер два. Олег Логинов, основатель фонда Snоw Leopard Fund, получил партию фотоловушек от известного американского “барсятника” Родни Джексона:

– Полгода назад такие камеры сняли ирбиса на хребте Чихачева в Горном Алтае. Рядом с монгольской границей. Это первые кадры хищника в дикой природе Алтая.

Фотоловушки – настоящее чудо техники. Объективы могут делать снимки в любую погоду, даже в сумерки. Движется животное, от которого исходит тепло, – аппаратура сработает.

– Мы знаем, где чаще всего охотится барс, как лучше поймать его в объектив, – говорит зоолог. – Американцы опытным путем вычислили, что камеры лучше размещать под углом 45 градусов к тропе. Снимок барса в таком случае идет с двух сторон, на фотографии остается уникальный рисунок пятен на шкуре.

Для установки фотоловушек нужно подняться на высоту около 4 тысяч метров, добраться по скалам до звериных троп.

– До сих пор подсчет популяции снежного барса на Алтае шел только по отпечаткам лап и следам жизнедеятельности, – рассказал основатель “барсятного” фонда. – Искали фрагменты шерсти, поскребы на земле, помет. Но это сверхсложная работа, где, конечно, должна присутствовать удача. Фотоловушки исключают момент случайности. Уникальный рисунок пятен на шкуре позволяет определить каждого зверя.

Снежный барс – символ независимого Казахстана, он внесен в международную Красную книгу. Во всем Алтай-Саянском экорегионе обитает только примерно 45 семей барсов. Это несколько сотен животных на территории в полтора миллиона квадратных километров!

Усть-Каменогорск