По мнению Н. Назарбаева, в отличие от антитеррористической операции в Афганистане, которая была поддержана большинством стран в мире, военное решение иракской проблемы будет воспринято иначе.
Президент подчеркнул, что желал бы, чтобы данный вопрос был решен мирно - надежду на это дает недавнее решение Багдада без всяких предварительных условий допустить инспекторов ООН в страну. Н. Назарбаев отметил, что в решении этой проблемы главная роль должна отводиться ООН, а действия тех или иных стран должны быть согласованы с резолюциями Совета Безопасности. С другой стороны, глава государства заявил, что Казахстан не может поддерживать стремление тех стран, которые работают над созданием ядерного оружия и других видов оружия массового уничтожения.
Заявление президента страны прозвучало весьма кстати, поскольку дальнейшая отсрочка в прояснении официальной позиции республики по такому актуальному вопросу, могла бы быть неправильно истолкована ее главными стратегическими партнерами.
Ситуация осложняется тем, что после недавних выступлений на сессии Генеральной Ассамблеи ООН, американские официальные лица, и, вслед за ними, представители Великобритании, выступили с категорическим предложением (требованием) по разработке новой резолюции Совета Безопасности в отношении Ирака. Своеобразным катализатором для подобной реакции стало заявление иракской стороны о ее готовности предоставить инспекции ООН беспрепятственный доступ в страну и последующее письмо Саддама Хуссейна, направленное в ООН и зачитанное 19 сентября министром иностранных дел Ирака Наджи Сабри. В своем послании, глава иракского режима заверил, что его страна не имеет оружия массового поражения, а агрессивные действия и намерения США мотивированы их потребностью в иракской нефти. Охарактеризовав выступление президента Дж. Буша на сессии Генеральной Ассамблеи как пропагандистское, С. Хуссейн предложил, чтобы требования по разоружению, выдвинутые Ираку, были применены и к Израилю.
Всю прошлую неделю иностранные СМИ широко комментировали эти события. Так "Financial Times Deutschland" писала в четверг 19 сентября: "…Джордж Буш в жесткой форме, к какой он до сих пор еще не прибегал, отверг последнее иракское предложение, назвав его "трюком" и "обманом". Одновременно президент в очередной раз призвал Организацию Объединенных наций доказать свою дееспособность принятием "жесткой" резолюции. В своей собственной стране Буш может надеяться на широкую политическую поддержку: Конгресс США собирается принять решение по Ираку еще до промежуточных выборов, которые состоятся в ноябре".(перевод В. Синицы).
В тот же день в Вашингтоне, Дж. Буш официально подтвердил, что в проекте резолюции по Ираку, содержится положение о разрешении применить при необходимости военную силу против багдадского режима. Данное заявление было сделано после состоявшейся в Белом доме встречи Буша с государственным секретарем Колином Пауэллом, посвященной обсуждению проекта резолюции. По заявлению американского президента, Совет Безопасности должен "послать ясный сигнал Саддаму Хусейну, что мы ожидаем от него разоружения". В противном случае, решением проблемы, "займутся США и их союзники".
В выступлении президента Н. Назарбаева в понедельник по поводу роли Совета Безопасности ООН и его резолюций в решении проблемы разоружения Ирака, не было сказано, как официальная Астана относится к намерению США и Великобритании предложить Совету проект новой резолюции по Ираку. Тем не менее, данный вопрос сегодня становится одним из принципиальных, поскольку на нем основываются нынешние позиции различных сторон, в том числе стран - постоянных членов СБ.
Россия в последнее время не раз высказывалась о необходимости решения проблемы на основании имеющихся резолюций. Ее позиция стала еще более определенной после получения известия об иракском согласии допустить инспекцию ООН в страну. 17 сентября на пресс-конференции, посвященной заседанию четверки по Ближнему Востоку, Игорь Иванов заявил: "Развертывание деятельности в Ираке международных инспекторов не требует специальной резолюции Совета Безопасности ООН. Все необходимые резолюции и решения на этот счет имеются".
Там же, Колин Пауэлл возразил, что, несмотря на решение Ирака принять инспекторов, необходимость в принятии специальной резолюции сохраняется. Госсекретарь развил эту мысль, выступая 20 сентября в комитете по иностранным делам Палаты представителей, где он особо отметил важность принятия Советом Безопасности новой резолюции в отношении Ирака. По его мнению, согласие Багдада на возвращение инспекторов ООН стало возможным только благодаря нажиму со стороны мирового сообщества, последовавшему за выступлением Дж. Буша на сессии Генеральной Ассамблеи 12 сентября.
По мнению американской администрации, новая резолюция Совета Безопасности обязательно должна содержать требования по ликвидации иракского оружия массового поражения; прекращения "поддержки терроризма"; отказа от преследования гражданского населения режимом; прекращения контрабандной торговли за рамками программы "Нефть в обмен на продовольствие"; предоставления сведений о пропавших без вести во время войны в Персидском заливе и возвращения останков умерших; "возвращения захваченной собственности Кувейта", а также всестороннего сотрудничества с международным сообществом в этом процессе.
В понедельник 23 сентября на специальном заседании кабинета, Тони Блэр заявил о том, что он и Джордж Буш считают крайне важным принятие Советом Безопасности новой резолюции по Ираку, иначе Саддам Хусейн "будет до бесконечности использовать дипломатические маневры членов Совета безопасности для того, чтобы не выполнять требования мирового сообщества". Как сообщил позднее официальный представитель премьер-министра: "Мы идем на это, потому что Саддам Хусейн не выполняет резолюции ООН. Мы хотим принять такую резолюцию, в которой бы четко было прописано, что он обязан сделать".
Как ожидается, во вторник британское правительство должно обнародовать давно обещанное досье на иракского лидера. В документе объемом в 55 страниц, главный акцент будет сделан на разъяснение и доказательство угрозы, которую представляют программы режима Хуссейна по разработке оружия массового уничтожения. По утверждению представителя Даунинг-стрит, досье "камня на камне не оставит от лживого утверждения о том, что у Ирака нет оружия массового поражения", более того, оно также будет содержать неоспоримые доказательства возрастающей угрозы со стороны Ирака.
Международные информагентства, ссылаясь на официальные источники в правительстве Великобритании, распространили информацию, что проект резолюции будет подготовлен в течение ближайших нескольких дней.
Россия попытается извлечь максимальные выгоды из создавшейся ситуации. В условиях, когда Буш и Блэр продвигают свою идею о новой резолюции, оказывая давление на руководство ООН и остальных членов Совета Безопасности, имеющих право вето, она создает для себя широкие возможности для маневрирования и, вероятно, намерено допускает противоречивые высказывания своих представителей по данному вопросу. Если в течение последних дней глава российского МИДа Игорь Иванов категорически заявлял, что новая жесткая резолюция по Ираку лишь осложнит ситуацию, то министр обороны Сергей Иванов 23 сентября в Вашингтоне заметил, что "не исключает возможности принятия Советом Безопасности ООН новой резолюции по Ираку". По информации ИТАР-ТАСС, С. Иванов, выступая 20 сентября в программе телекомпании PBS, отметил, что, по его мнению, решение иракской проблемы можно было бы осуществлять двумя параллельными путями: возобновить работу международных инспекторов и одновременно обсуждать в Совете Безопасности новую, "более жесткую" резолюцию. Последнее замечание свидетельствует или о некомпетентности С. Иванова (что маловероятно), или о стремлении российской стороны представить суть новой резолюции лишь в ее большей жесткости по отношению к иракскому режиму. Дело в том, что одним из главных требований Вашингтона и Лондона является скорейшее форсированное решение проблемы допуска инспекторов ООН и последующее разоружение режима. Однако, процедуры, предусмотренные существующими резолюциями, могут продлить процесс на долгие месяцы. По убеждению С. Иванова: "одного месяца для инспекторов будет достаточно, чтобы определить существует или нет в Ираке производство оружия массового уничтожения".
Лондонская же газета "Independent" считает, что ООН может ввести график военных инспекций в Ираке, который займет до 12 месяцев. Даже в случае разработки графика до 30 сентября (дата встречи в Вене исполнительного председателя Комиссии ООН по наблюдению, контролю и инспекциям Ханса Бликса с официальными представителями Ирака), начало "серьезного" развертывания контингента экспертов и их штаба начнется не раньше конца октября и займет около 2 месяцев. Согласно резолюции № 1284 Совета Безопасности по Ираку, инспекторы будут иметь в своем распоряжении еще до 60 дней для постановки конкретных задач. "Таким образом, реальные инспекции начнутся только в начале марта и продлятся 6 месяцев, до конца августа", - делает предположение газета.
Тем временем, иракское руководство всеми силами пытается отсрочить возможные военные действия против него. По сведениям Комиссии ООН по наблюдению, контролю и инспекциям, 18 сентября иракские власти дали согласие рассмотреть в парламенте страны "возможность принятия закона, запрещающего оружие массового уничтожения в стране", что было предусмотрено еще в 1991 году в резолюции СБ ООН №715.
А в субботу, 21 сентября иракское радио передало официальное заявление руководства страны, в котором говорится, что США пытаются провести в Совет Безопасности негативную для Багдада резолюцию и что "Ирак не примет никаких новых решений ООН", противоречащих соглашению, достигнутому ранее между Багдадом и Кофи Аннаном.
Несмотря на недавние эмоциональные выступления представителей американской администрации на сессии Генеральной Ассамблеи, вызвавшие определенную позитивную реакцию у части союзников, подавляющее большинство государств продолжает высказываться против военных действий в Ираке. В том числе и Казахстан. Как подчеркнул в минувший понедельник президент страны: "Мы хотим, чтобы вопрос разрешился без войны".