Эту возможность ему дает изменение законодательства по вопросам недропользования и проведения нефтяных операций, которое случилось в конце прошлого года.
Теперь по закону государство имеет приоритет в выкупе долей в добывающих проектах, если те выставляются инвесторами на продажу.
Прецедент возвращения крупного сырьевого актива в собственность государства был создан в этом году. British Gas продала свою долю 16,67 процентов в Кашаганском проекте другим участникам консорциум Agip KCO, а те передали половину этой доли национальной компании "КазМунайГаз". Внешне все так и было. Однако правительству пришлось приложить массу усилий, чтобы в перспективный проект не вошли посторонние инвесторы. Как известно, эта доля едва не ушла в китайские руки - BG Group Plc. уже фактически договорилась о продаже своей доли китайским гигантам Sinopec и CNOOC, и оставалась лишь чистая формальность - получить согласие остальных участников консорциума и правительства. Но не тут-то было. Некоторые участники консорциума согласия не дали, потому что сами пожелали увеличить свою долю в проекте. А чуть позже на долю BG стало претендовать государство. С тем, чтобы заполучить ее (впрочем, правительство было согласно даже на часть доли), пришлось переписывать законодательство. Так что 2004 год завершился, а 2005 начался под девизом возвращения сырьевых активов в собственность государства.
Теперь, похоже, работа в этом направлении будет продолжена. Как только в СМИ просочилась информация о возможной продаже PetroKazakhstan Inc. своих активов, сразу стали фигурировать несколько крупных нефтяных операторов в качестве потенциальных покупателей: китайские Sinopec и CNPC, а также Indian Oil and Natural Gas Corp.
Однако министр энергетики и минеральных ресурсов Казахстана Владимир Школьник, признавшись, что ничего не слышал о выставлении на продажу PetroKazakhstan, тут же расставил все точки над "i": "Если любая компания, работающая в Казахстане, продает свои акции другой компании, она в первую очередь должна получить разрешение от правительства Казахстана. Все природные ресурсы принадлежат государству".
Он также заявил о том, что "правительство Казахстана будет рассматривать возможность покупки компании, если получит данное предложение от PetroKazakhstan".
Стоимость активов канадского инвестора, по разным оценкам, колеблется в пределах 3,5-4 миллиардов долларов. Если учесть, что в Национальном фонде страны аккумулировано чуть более 5 миллиардов долларов, становится понятно, что данный актив может оказаться правительству Казахстана не по силам. Когда выкупали долю BG, пришлось заплатить сумму около 900 миллионов долларов, и, как говорится, мало не показалось. Над тем, где взять эти деньги, пришлось изрядно поломать голову. В итоге, конечно, требуемую сумму нашли. В случае с PetroKazakhstan все может оказаться гораздо сложнее. Тем не менее, правительство оставляет за собой право заблокировать продажу активов, если это не будет отвечать интересам государства.
Казахстан сегодня вряд ли заинтересован в том, чтобы сырьевые компании уходили в третьи руки. Когда только начиналась эра инвестирования (в середине 90-х годов прошлого века), стране с разрушенной инфраструктурой и отсутствием финансовых средств на реформы, ничего не оставалось делать, как привлекать иностранных инвесторов на самых выгодных условиях.
В начале 2000-х годов ситуация изменилась, и со многими инвесторами были заключены новые контракты с совершенно иными налоговыми условиями. Теперь, когда в стране появились деньги, можно говорить о том, что правительство в состоянии самостоятельно участвовать в сырьевых проектах.
По словам министра Школьника, уже ведутся переговоры по другим месторождениям. Так что, вполне возможно, скоро этот ряд возвращенных в собственность государства активов пополнится.
Тем временем под государственный патронаж фактически попала еще одна компания, в свое время побывавшая в управлении иностранцев, а в последнее время находившаяся в муниципальной собственности города Алматы и заодно - в залоге у одного из крупнейших банков Казахстана.
Решение Народного банка Казахстана о выставлении на продажу объектов крупных энергетических компаний, в том числе "Алматы Пауэр Консолидейтед" (в миру - АПК), и двух городских гостиниц стало громом среди ясного неба.
И если судьба гостиниц почти не волнует рядовых алмаатинцев, то энергетические объекты задевают их жизненные интересы. В последнее время в южной столице участились отключения электроэнергии, и то ли еще будет, если эти предприятия окажутся в кризисе!
Как показывает история взаимоотношений энергокомплекса с банком, АПК был в долгах как в шелках. Сначала банк взял кредитную линию на 10 миллионов долларов, затем в Народном банке рефинансировал крупную задолженность перед иностранным банком, а затем увеличил размер своей кредитной линии до 16 миллионов долларов. Акимат Алматы обеспечил АПК дополнительный залог в виде двух далеко не последних гостиниц города.
Условия продажи АПК с аукциона были заведомо невыполнимы: за 10 дней потенциальному инвестору предстояло принять решение, найти сумму никак не меньше 60 миллионов долларов, подписать соглашение с акиматом, регулирующее режим дальнейшего использования объектов, а также принять на себя обязательство по погашению всей кредиторской задолженности АПК и подготовке инженерных сетей к отопительному сезону.
Такая поспешность, вероятно, была вызвана одной из двух причин. Либо компания уже готовилась на продажу конкретному инвестору, который находился, подобно роялю, в кустах, либо был просчитан эффект, который в результате мы и получили.
Правительство, с его громадным потенциалом, сразу объявило о том, что не сумеет подготовиться к тендеру в такой короткий срок и аккумулировать столь значительную сумму для выкупа имущества. Аким Алматы заявил о том, что не видит альтернативы продаже активов АПК в частную собственность, поскольку предприятие является "глубоко убыточным предприятием, испытывающим значительное ухудшение финансового положения". Свою точку зрения высказывали депутаты, партии, общественные организации.
Результат известен - правительство все-таки приняло окончательное решение о выкупе комплекса государственной компанией "КазТрансГаз". Только вот нужно ли было это делать?
Безусловно, национальные компании имеют хороший менеджмент и опыт в управлении сырьевыми активами. И никто не сомневается в том, что "КазТрансГаз" приложит все свои усилия для того, чтобы вывести АПК из застоя. Однако это мероприятие может обойтись бюджету слишком дорого. Эксперты, впрочем, говорят о том, что затраты можно будет окупить продажей энергокомплекса в частные руки.
Сейчас неясно, как долго продлится госуправление, но то, что это не последняя продажа АПК, совершенно ясно.