Масштабируемые WEB-решения для e-commerce и есть тот самый способ получить результат с минимальными затратами. Здесь вы покупаете компетенции, а это гораздо дешевле и быстрее!
О реализации одного из таких решений и повествует данный кейс. А уникальность его в том, что описанный в нем масштабируемый проект делался нами для того же заказчика, которому мы до того делали проект тотальной реконструкции — почти что с нуля! Так что мы можем говорить о выгоде масштабируемых проектов не в общем и целом, а предельно авторитетно, имея практически идеальную модель для сравнения из собственного опыта! Подобные случаи выпадают нечасто…
Владимир Ли
Исполнительный директор «Интертоп Центральная Азия»:
«INTERTOP.KZ изначально задумывался как прорыв в масштабах целой страны. Наша компания взяла на себя ответственную миссию — мы несем в массы ценность и преимущества электронной коммерции. Нами движет не жажда обогащения, а идея процветания Казахстана, идущего в ногу со временем и формирующего собственные тренды. Мы хотим стать флагманом электронной коммерции, примером для наших партнеров и коллег по рынку.
Ставя своей целью продвижение e-commerce и вывод её на новый уровень, мы берём на себя большую социальную ответственность. Но мы готовы нести её, потому что видим потенциал и перспективу, знаем и любим свою страну. Потому что мы умеем формировать рынок там, где его еще нет. Но чтоб достичь успеха на глобальном рынке, нужно быть правильно сфокусированными, а правильный фокус для нас сейчас — потребительский рынок, который мы формируем, задавая на нем новое качество клиентского сервиса. Этой высокой цели и призван служить INTERTOP.KZ.
Команда ANIART уже продемонстрировала свои возможности и деловые качества в работе над проектом INTERTOP.UA, поэтому мы рассчитывали на них и верили, что они справятся».
Задачи и сверхзадачи
Цели, поставленные перед INTERTOP.KZ, иначе как сверхзадачами не назовёшь:
1. Запустить онлайн-продажи в Казахстане.
2. Продемонстрировать ценность и преимущества покупок онлайн.
3. Диверсифицировать каналы продаж INTERTOP.
Задачи, стоящие перед нами — ANIART — были не столь масштабны, но куда более многочисленны… Однако именно из этого множества задач и должен был «сложиться» интернет-магазин, способный произвести онлайн-революцию в сфере продаж, раз и навсегда убедив жителей Казахстана покупать онлайн — в INTERTOP.KZ!
Запад есть Запад, Восток есть Восток: проблемы и сложности
Работа для Казахстана и работа с Казахстаном были очень разными по характеру. Работа для Казахстана — это была наша цель: эпичная сверхзадача в масштабах страны — мы должны были «взорвать» отрасль! Понятно, что ситуация с онлайн-продажами в Украине на момент реконструкции INTERTOP.UA и ситуация в Казахстане на момент запуска INTERTOP.KZ отличались кардинально. В Украине надо было отвоевывать онлайн-место под солнцем, в Казахстане — захватывать долю быстрорастущего онлайн-рынка. И разумеется — с учетом местных особенностей.
Работа с Казахстаном — это был наш рабочий процесс, отличавшийся изрядным своеобразием. Так, за весь проектный период у нас не было ни одной живой встречи с представителями Заказчика: они — в Казахстане, мы — в Украине, а командировки ни бюджетом, ни графиком не предусматривались. В результате мы общались исключительно онлайн. 4-х часовая разница во времени заставила нас скорректировать график так, чтобы максимально захватывать рабочее время Казахстана — команда, делающая INTERTOP.KZ, работала по часовому поясу Заказчика. То есть, наша работа начиналась в 5 утра — в Киеве метро еще не ходит, а в Казахстане — 9.00, начало рабочего дня. Наш менеджер оперативно классифицировал рабочие вопросы на день, и к моменту появления в офисе команда уже знала все текущие задачи.
При этом работа с профессионалами из INTERTOP.KZ открывала для нас дополнительные возможности — ценный опыт знакомства с иным стилем ведения бизнеса, другими бизнес-процессами. Приходилось ощущать разницу менталитетов — в частности, в способах общения и восприятия проектной информации, в стиле проектирования и оценке результатов. Когда мы с менеджерами продаж казахского «INTERTOP» обсуждали функционал и планировали обучение, эта разница была особенно заметна — мы использовали разные подходы и бизнес-модели для описания процессов, разные средства оценки и визуализации решений. У них были свои сценарии и темпы общения, у нас — свои. К примеру, «брать быка за рога» — не из их мира, это сугубо западный подход. А у нас — график… И как всегда — горящий! Так что нам впору было цитировать Киплинга: «О, Запад есть Запад, Восток есть Восток, и с мест они не сойдут». И продолжать работать.
Так или иначе, мы продвигались вперед — не без действенной помощи руководства INTERTOP.KZ, отлично знающего местные реалии, и курирующего проект руководителя IT-департамента INTERTOP.UA. И в конечном счете выполнили все базовые задачи... и ещё ряд задач, как обычно, возникших в процессе решения базовых.
INTERTOP.KZ под микроскопом
Из каких деталей собирали мы магазин, запрограммированный на успех
1. Устойчивость к перегрузкам. Все владельцы интернет-магазинов знают, каким мощным испытанием надежности сайта являются акции — не каждая интернет-площадка способна выдержать акционный ажиотаж. Для уверенности, что интернет-магазин не «упадёт» из-за наплыва посетителей в периоды акций, мы проводили нагрузочное тестирование. Не всё шло гладко — приходилось вносить корректировки в настройки магазина, оптимизировать внутренние алгоритмы. Зато в результате магазин стабильно работает в акционную «жару» — скидок хватает на всех!
2. Миграция пользователей — все пользователи старого INTERTOP.KZ автоматически стали клиентами нового магазина со всеми персональными скидками и историями покупок.
3. Интеграция внутренней системы управления номенклатурой — все товары вносятся во внутреннюю систему и загружаются на сайт с помощью разработанной нами процедуры автоматического обмена информацией с внутренней системой — она позволяет обновлять вместе с товарами их стоимость, информацию по остаткам на складах и наличию в магазинах. В результате покупатель всегда уверен, что выбранный товар доступен в нужном магазине по указанной цене с учетом текущих акций и скидок.
4. Самовывоз — пользователь сайта имеет возможность забрать из магазина товар, купленный онлайн, в любые удобные ему рабочие часы.
5. Геотаргетинг — реализовано автоматическое определение города покупателя. Кроме того, покупатель может сам выбрать город, а на сайте будут отображаться все магазины этого города и наличие в них товаров. Выбранный город автоматически учитывается при оформлении заказа и отображении вариантов доставки.
6. Подключение сервиса онлайн-оплаты — пользователи могут сразу оплатить заказ пластиковой картой с помощью сервиса ePay.
7. Google Analytics Enhanced — все действия пользователя собираются и отправляются в систему учета Google для дальнейшего анализа — таки образом, маркетологи магазина имеют удобный механизм для определения дальнейшей стратегии улучшения сайта.
8. Мощная система фильтров — команда ANIART написала собственный функционал фильтров для удобной настройки и высокой скорости работы.
9. Метаданные для SЕО — мы разработали мощный движок с возможностью легко задавать метаданные для любой виртуальной или реальной страницы сайта.
10. Продвинутая система скидок — к стандартным скидочным инструментам Битрикс мы добавили функционал, позволяющий управлять приоритетом применения, списыванием бонусов, картой скидок и правилами работы с корзиной.
11. Система бонусов — каждый товар на сайте имеет определенное количество бонусов, которые покупатель получает за его покупку. Эти бонусы накапливаются на бонусном счете и могут быть использованы для последующих покупок. В целях предотвращения махинаций со стороны недобросовестных покупателей возможность использовать бонусы появляется через две недели после покупки при условии, что покупатель не вернул товар в магазин. В случае отмены заказа или возврата товара бонусы за покупку автоматически снимаются.
12. Оригинальный алгоритм сортировки товаров по умолчанию — при открытии каталога товары отображаются с учетом индекса сортировки, прописанного для вида и сезона товара. Покупатель может изменить порядок сортировки товаров в зависимости от своих предпочтений. Выбранный режим сортировки сохраняется и при последующих открытиях каталога товаров.
13. Быстрая регистрация прямо со страницы оформления заказа — покупателю необходимо заполнить только самые необходимые поля.
14. Интеграция SMS-сервиса — все связанные с заказом важные действия сопровождаются отправкой смс-сообщений на телефон покупателя: для этого мы прописали механизм взаимодействия с внешним смс-шлюзом.
15. Собственный механизм автоматической дозагрузки товаров — при просмотре каталога покупателям нет необходимости вручную листать страницы каталога — при прокрутке страницы новые товары отображаются в каталоге автоматически.
16. История покупок — покупатели могут проследить свою историю покупок как в онлайн-магазине, так и в офлайн-магазинах.
17. Сервис онлайн-консультаций для покупателей — возможность оперативно уточнять все интересующие вопросы в любое время суток.
18. Сервис пакетной загрузки и обновления изображений товаров на сайте — разработан нами специально для контент-менеджеров.
19. Кросс-браузерность — независимо от используемого пользователем браузера, сайт отображается и работает одинаково корректно.
20. Адаптивный дизайн — отображение сайта легко подстраивается под используемое устройство в зависимости от разрешения экрана.
Подводя итоги
Итак, проиллюстрируем выгоды масштабируемого проекта реальными цифрами по итогам сравнения нашей работы над INTERTOP.UA и INTERTOP.KZ:
1. Себестоимость разработки .KZ — в 3 раза меньше .UA.
2. Длительность разработки .KZ — в 10 раз меньше .UA.
3. Операционные расходы по .KZ — в десятки раз меньше .UA.
Комментарии, как говорится, излишни. Стоит лишь заметить, что операционные расходы в постсоветском пространстве вообще удивительным образом «выпадают» из сметы проекта, учитывающей только себестоимость, тогда как повсеместно используемый на Западе Project Management учитывает всё.
Выводы в лицах
Владимир Ли
Исполнительный директор «Интертоп Центральная Азия»:
«INTERTOP.KZ — проект, революционный во всем: в дизайне, удобстве и само собой — в продажах. С учетом нашей местной специфики. Прямых конкурентов у INTERTOP.KZ пока нет — сегодня на рынке Казахстана не много компаний, которые так высоко поднимают планку сервиса. Но от здоровой конкуренции выигрывает потребитель, поэтому они обязательно придут. И мы к этому готовы — INTERTOP.KZ нацелен в будущее!
Столь ответственный проект подразумевал соответствующий уровень разработки. И не только в профессиональном, но и в человеческом плане: сугубо дистанционный характер работы (Украина — Казахстан), разрыв во времени — всё это создавало заведомые сложности. Но команда ANIART справилась — ребята отработали по полной! И результат, что называется, налицо. Так и должно быть, когда работаешь с профессионалами».
Константин Перепичаенко
руководитель проекта, ANIART:
«Проект интересен, прежде всего, тем, что многое в нём делалось впервые. Впервые мы делали масштабируемую проекцию на собственный проект для одной и той же компании-заказчика: один профиль деятельности, но разная специфика, а значит — разные требования. Впервые мы впервые работали без живого контакта с заказчиком, а разница по времени и менталитете задавала напряженный ритм, выводящий проект за рамки привычных сложностей. Были и другие экстремумы. Но все это уже история, а INTERTOP.KZ — работает!
Руководство со стороны Заказчика делало всё возможное, чтобы минимизировать возникающие проблемы. И весьма успешно — без его помощи сроки реализации проекта были бы совсем другими. В личном плане хочу отметить профессионализм и кругозор людей из «INTERTOP», курировавших проект, их погруженность в тему и вовлеченность в работу — с такими людьми всегда интересно и приятно работать.
Подытоживая, могу сказать, что масштабируемый проект — более чем ощутимая экономия усилий, времени и денег. Полагаю, будущее — именно за такими проектами. Потому что в наше время хорошая реализация весит больше хорошей идеи. А масштабируемый проект как раз и дает возможность сосредоточить ресурсы на качестве реализации».