- Владимир Александрович, понятие кибербуллинга становится все более массовым. Как и чем объясняют психологи это явление?
- Дело в том, что Интернет сейчас доступен для широкой массы людей. И к тому же в Интернете можно ещё зарабатывать деньги. Чем больше болтаешь и чем больше у тебя лайков, тем больше ты зарабатываешь денег. Поэтому в Интернет устремились люди, которые хотят заработать. А на чем заработать – для них это не важно. Используются различные способы привлечения внимания, в том числе и травля, буллинг. Почему? Да потому, что кому-то интересно наблюдать за травлей, а кому-то интересно травить кого-то. Однако вопрос идёт не только о травле. Мы говорим и о подаче ложной информации, яркой, какой-то необычной информации, которая чаще всего бывает ложной. Как психолог, я тоже Интернет перелистываю периодически. Мне интересно, что же происходит сейчас в этом виртуальном поле. Господи, сколько там мусора! Сколько там всякой дряни, выдумок, невероятнейших выдумок! И кто-то на что-то западает, к кому-то прилипает это дело, кто-то на это смотрит. И, главное, обратите внимание, каждый раз все начинается: «Ставьте лайки! Нажмите на колокольчик!». С этого все начинается. Вот ради этого и делают многие люди всякие безобразия.
Привлечь внимание и сбросить негативную энергию
- А что лежит в основе такой недостоверной информации? Желание того, кто распространяет такую информацию, привлечь к себе внимание или что-то еще?
- И привлечь к себе внимание, и сбросить свою негативную энергию, которой сейчас много у людей, ведь в виртуальное пространство можно переместить любую негативную энергию. Второй вопрос, с какой целью это делается. И третье - заработать деньги. Чем больше разместил негатива, чем больше удивил, и чем больше людей лайкнуло, тем больше его заработок. Вот вам, пожалуйста, и ответы на вопрос, чем вызвана недостоверная информация.
- А можно ли говорить о том, что у тех, кто занимается травлей людей в Интернете, распространением недостоверной информации, что-то не так с психикой?
- Ну естественно, это люди, которые находятся, возможно, в каком-то пограничном состоянии. У психологов есть такой феномен, называется «помойное ведро». Зачастую к тебе приходит пациент и пытается слить как можно больше негативной информации. Психологи обычно защищаются от этого, поскольку слив негативной информации психологу практически не приносит информации о состоянии пациента, а только съедает время и мешает работе. Поэтому феномен «помойного ведра» психологи умеют исключать из своей практики, а разворачивают пациента на продуктивную работу, на помощь ему.
Интернет-пространство сегодня является огромным океаном негативной энергии. Это безмерное вселенское «помойное ведро». И кто из этого ведра черпает эту негативную информацию, ну тот в этом, может быть, в какой-то степени нуждается. Особенно молодежь. К сожалению, молодежь, не разобравшись в том, что это такое, залипая на какие-то крючки (эти крючки в виде гиперактивной связи, мгновенной реакции на посты и комментарии), зачастую черпает там много этой негативной информации, этих помоев, виртуальных помоев.
- А не является ли это следствием того, что молодежь, да и взрослые люди, не видят внимания со стороны общества к ним? Раньше, скажем, был комсомол, партия – сегодня это все отсутствует.
- К сожалению, да. Ведь молодежи надо предлагать интересные дела: в спорте, в науке, в практической деятельности, в строительстве. Я в свое время, будучи студентом, в стройотряды ездил. Это было интересно. Студенчество привлекали к сельхозуборке. Вроде отвлекали студенчество от учебы, но я с удовольствием вспоминаю те времена, когда мы группой, довольно большой группой - 40-50 человек, где-то в каких-то колхозах, совхозах участвовали в уборке картофеля, в уборке зерновых. Это было интересное время. Сейчас этого нет. У людей появилось много свободного времени, которое они могли бы потратить на конструктив. Но, к сожалению, предложений звучит мало в этом направлении. К сожалению.
- То есть прежние формы работы (тот же колхоз или стройотряды) - это было одновременно привитие навыков полезных: и общения между собой, и трудовых?
- Айгуль, вы абсолютно правы – да. Там была проба жизни! Кто-то из нас уже становился там и руководителем (помимо той физической работы) тех строек, на которых мы были. Шла социализация, учеба: как правильно жить, как жить и зарабатывать деньги, как оставлять после себя построенные дома, школы, клубы. Мы это строили.
Направить в конструктивное русло
- А чем заполнить этот вакуум?
- Вот каждый (смеется) заполняет свой вакуум по-своему. Те люди, которые, так сказать, развернуты все-таки к конструктиву - они не проваливаются в Интернет. Я это наблюдаю. Далее, надо детей учить и предлагать им что-то интересное, важное, перспективное. Наверное, многое зависит ещё и от родителей, не только от государства. И, может быть, я сказал бы даже, от родителей зависит больше, чем от государства. Родители должны быть развернуты к своим детям, к тому, чтобы научить их хотя бы тому, что сами умеют. Или предложить им учебу в каком-то интересном направлении, в котором у них проявлены таланты. Не можете сами выявить таланты у детей - пожалуйста, идите к психологам. У нас есть тестовые методики, с помощью которых возможно выявить таланты. Или, по крайней мере, рассказывайте молодому человеку, куда идти, как развиваться в этом направлении. Ко мне очень много молодежи приводят, я с ними работаю, И после этого, так сказать, хорошие эффекты поиска самого себя в жизни происходят.
- Но не у всех родителей есть деньги. Вот как государство в этом плане может помочь?
- Деньги – это то, что можно заработать. И когда люди говорят, что нет работы, я не верю. У нас в Казахстане так много работы! Только пошевели мозгами и найди ее. Заработай деньги! И, пожалуйста, можно и за детей, и за самого себя заплатить. Деньги – это явление, они приходят и уходят. А то, что вы у психолога получите: навыки, новые инструментарии, видение жизни, куда вы еще не посмотрели, - это останется у вас на всю жизнь.
- И всё же, как государство должно работать, например, с психологами, чтобы вы могли больше внимания уделять изучению буллинга?
- Знаете, у нас в Казахстане сейчас бракоразводных процессов больше, чем самих браков. А это означает, что страдают семьи, дети прежде всего. Дети являются камнем преткновения или рычагом мести родителей друг другу. Можно провести специализацию для работы психологов в ходе судебных практик. Если бы государство выделило, скажем, деньги на подготовку психологов в этом направлении, то Ассоциация психологов могла бы подготовить психологов для работы в судах. Эта работа имеет свою специфику. И те семьи, которые подходят к распаду, они бы, может, и сохранили свой семейный статус после работы психологов с ними. А те, которые все-таки распались, по крайней мере родители, остались бы в теплых, уважительных отношениях и не использовали бы детей как рычаг мести друг другу.
- Но как это связано с буллингом?
- А это всё взаимосвязано. Если в семье нет уважительного отношения друг к другу, накапливается отрицательная энергия, то эту агрессию выплёскивают в Интернет, благо, что доступ к нему становится проще.
Там, где глубочайший межличностный конфликт, работать с его участниками трудно. И не имея достаточно глубоких навыков в этом направлении, психологи сторонятся данной работы. А вот если государство выделило бы деньги на специализацию, то мы могли бы из числа членов нашей ассоциации подготовить людей, и они работали бы в судах и с семьями. Тогда, глядишь, травли в Интернете стало бы меньше. Да и, прежде чем распространить про кого-то ложную информацию, люди бы задумались. Психологи почти всегда могут выявить причину агрессивного поведения в социальных сетях и вообще в Интернете. А выявление причин уже шаг к оздоровлению тех, кто пользуется Интернетом.
- Владимир Александрович, надо ли на факультетах психологии готовить специалистов, чтобы они имели навыки общения в Интернете и могли как-то помочь людям, которых затравили в Интернете, или о которых распространили ложные сведения, или кто сам занимается этим?
- Конечно, на это надо обращать внимание. Завтра, например, у меня в UIB встреча с руководством. Как раз я эту тему затрону. Да, действительно надо. Сегодня назрела ситуация для того, чтобы на такую учебу обратили особое внимание.
- Сейчас в парламенте рассматривается законопроект, в котором впервые вводится понятие «кибербуллинг». Эти меры вообще своевременные, нужные?
- Очень своевременные и необходимые. Интернет-пространство нельзя оставлять без внимания. Надо продумывать варианты очищения этого пространства от тех помоев, от того зла, которое в него сейчас довольно широкими потоками вливается. И надо, чтобы работали правоохранительные органы, а может быть, какие-то специальные организации, которые будут фильтровать этот поток информации. Деформирующую информацию следует отфильтровывать и запрещать. Может быть, даже отлавливать злостных нарушителей интернет-пространства и привлекать их к ответственности.