Последние, в подобных ужесточающихся условиях, вынуждены искать пути и методы, которые позволили бы им максимально безболезненно войти в мировое экономическое пространство. Одним из главных направлений этой деятельности является стремление к интеграции в рамках различных политических экономических и других межгосударственных структур.
Президент Н. Назарбаев неоднократно отмечал, что для Казахстана, впрочем также, как и для России, глобализация "вещь неоднозначно выгодная", в этой связи, по его мнению, Евразийское экономическое сообщество, "даже в таком виде, как сейчас" может принести огромную пользу. По убеждению Н. Назарбаева: "Евразийское экономическое сообщество - это идеальная возможность смягчить тяготы глобализации для наших государств. Вместе мы можем как-то сопротивляться. По отдельности - нет".
Важнейшими компонентами глобализации, кроме собственно политических процессов, как известно, являются повсеместное распространение современных информационных технологий и, так называемая, унификация международных экономических и правовых стандартов. Это обстоятельство объясняет, почему данные проблемы наиболее часто обсуждаются на многочисленных встречах представителей стран - участниц ЕврАзЭС.
Как отметил на днях заместитель генерального секретаря организаци Серик Примбетов: "В рамках ЕврАзЭС встречаются не только главы государств, правительств, но и руководители экономических и финансовых органов, таможенных, пограничных и миграционных служб. Хотя результат их встреч и переговоров иногда проявляется лишь со временем, когда в повседневной жизни люди вдруг обнаруживают, что исчезают препоны, упрощаются контакты".
На прошлой неделе в Москве прошло несколько таких встреч.
Одна из них - очередное заседание Совета по пограничным вопросам государств-участников ЕврАзЭС была посвящена вопросам взаимодействия пограничных ведомств. В повестку заседания был включен ряд важных вопросов: подготовка проекта соглашения о взаимодействии пограничных войск государств Евразийского экономического сообщества при возникновении кризисных ситуаций, подведение итогов сравнительного анализа законодательной базы стран-участниц о государственной границе и о пограничной службе, а также разработка плана реализации основ пограничной политики государств ЕврАзЭС, утвержденных ранее, в этом году. По замечанию генерального секретаря Сообщества Г. Рапоты: "Сотрудничество пограничных ведомств ЕврАзЭС - это одна из ключевых задач и от ее результатов во многом зависит судьба интеграции". Комментируя результаты дискуссий по вопросам "формирования и проведения согласительной пограничной политики", Г. Рапота вновь отметил важность проблемы миграции: "Подписанное пятистороннее соглашение о безвизовом пересечении границы должно соотноситься с законодательством страны-участника ЕврАзЭС". До заседания в Москве, в своем интервью "Казахстанской правде" С. Примбетов подчеркнул: "Говоря о пройденном пути, не следует забывать, что мы живем в меняющемся мире. Это стало особенно очевидно после 11 сентября 2001 года. Поэтому и в отношениях стран Сообщества случаются остановки, отступления. Именно так расцениваются населением, например, предпринимаемые нашими странами меры безопасности, ужесточение таможенных режимов, требований к незаконным мигрантам. Но, учитывая вызовы современности, нам приходится искать адекватные ответные меры".
Такой же точки зрения придерживается и Г. Рапота - на встрече 18 декабря он не раз говорил о том, что для экономической интеграции в рамках ЕврАзЭС чрезвычайно важно решить комплекс таможенных, пограничных и миграционных вопросов. На недавно прошедшем пятом заседании Комитета секретарей советов безопасности государств - участников Договора о коллективной безопасности в Бишкеке (13 декабря) данная тема была также подробно обсуждена. Секретарь Совета безопасности Казахстана Омархан Оксикбаев выразил общее мнение, подчеркнув, что: "В связи с прозрачностью казахстанских границ большое беспокойство вызывают у нас проблемы, связанные с распространением наркотиков и незаконной миграцией. В противодействие этим вызовам мы должны работать сообща". Проблемы неоднократно касался и президент Н. Назарбаев на встречах, имевших место в ходе его рабочего визита в Российскую Федерацию, при обсуждении состояния и перспектив "стратегического партнерства России и Казахстана". Переговоры шли по "вопросам расширения взаимодействия двух стран в обеспечении безопасности в центральноазиатском регионе, борьбы с международным терроризмом, религиозным экстремизмом и наркоторговлей".
В Москве президент Казахстана высказал замечание о том, что расширению Евразийского экономического сообщества мешают различные тарифные ставки стран-участниц. По словам Н. Назарбаева в ЕврАзЭС торговый оборот между государствами-участниками в два раза выше, чем в среднем по СНГ: "В ЕврАзЭС нам удалось согласовать примерно 60 процентов всех тарифов, тогда как в СНГ - в два раза меньше". В интервью "Время МН" Н. Назарбаев сказал: "Сейчас в ЕврАзЭС по всем этим вопросам идут очень серьезные переговоры. Если они окажутся продуктивными, то сообщество заработает гораздо эффективнее, и мы, наконец, сможем ответить на вопрос тех, кто хочет к нам присоединиться, что реально оно дает каждой конкретной стране".
В тот же день, в четверг 19 декабря прошла еще одна встреча - заседание Совета руководителей таможенных служб при Интеграционном комитете ЕврАзЭС. По информации пресс-службы ГТК РФ, Совет обсудил "наиболее важные вопросы, направленные на дальнейшую унификацию таможенных правил государств евразийского сообщества". Для решения данной задачи, по мнению участников заседания, необходимо использовать в практике работы таможенных служб систему анализа и управления рисками, что позитивно отразится на уровне таможенного администрирования в целом и на эффективности системы таможенного контроля при существенном упрощении процедур таможенного оформления, в частности. С этой целью было принято решение разработать "концепцию анализа и управления рисками таможенных служб государств - членов ЕврАзЭС".
Реагируя на "вызовы глобализации" в области всеобщей информатизации, Совет руководителей таможенных служб одобрил и принял проект "концептуальных основ создания системы автоматизированного обмена информационными ресурсами таможенных служб государств-членов ЕврАзЭС."
Цель этих Концептуальных основ заключается в определении базовых принципов, а также направлений создания и развития системы обмена информационными ресурсами таможенных служб государств-членов ЕврАзЭС, "механизмов их реализации, а также путей развития информационно-технической инфраструктуры таможенных органов стран-членов организации".
Надо сказать, что встреча прошла довольно продуктивно: на заседании был рассмотрен широкий спектр вопросов, в том числе и комплекс проблем, связанных с перемещением товаров, содержащих объекты интеллектуальной собственности. Позитивное решение этих актуальных проблем является необходимым и обязательным требованием, предъявляемых к государствам - кандидатам при вступлении в ВТО. Было "признано целесообразным наладить обмен между таможенными службами государств-членов ЕврАзЭС реестрами объектов интеллектуальной собственности", которые национальные таможенные службы ведут в целях пресечения незаконного оборота интеллектуальной собственности через таможенную границу ЕврАзЭС.
Более того, для формирования единых подходов при оформлении багажа граждан и ускорения процедуры прохождения внутренних границ ЕврАзЭС физическими лицами, на заседании был принят проект "типовой технологической схемы таможенного оформления и таможенного контроля ручной клади и багажа, перемещаемых железнодорожным транспортом, который был разработан для установления".
Важность достигнутых соглашений между таможенными службами Сообщества очевидна, однако об их эффективности можно будет судить лишь по прошествии определенного времени. Тем не менее, было бы уместным отметить, что договор об учреждении ЕврАзЭС, подписанный 10 октября 2000 года имел своей целью создание организации, с главной задачей, направленной на "эффективное продвижение процесса формирования единого экономического пространства стран-участниц". Организация, созданная на базе существовавшего с 1995 года Таможенного союза, должна иметь четкие приоритеты своей деятельности, для того, чтобы не повторить судьбу других, менее жизнеспособных экономических и политических объединений. Как сформулировал в минувший четверг казахстанский президент: "Лично мне главными на сегодняшний день видятся три направления интеграции: единая энергетическая система; единая транспортная система, единый продовольственный рынок. Если мы сумеем добиться здесь прорыва, то тогда выгода от присоединения к ЕврАзЭС станет очевидной для всех".