Большая часть из них заумна и трудночитаема из-за формул и тяжелого языка, считает корреспондент медиа-портала «Caravan.kz». Но есть пара интересных работ, которые стоит изучить.
Самый неоднозначный вывод экспертов Нацбанка такой: правительство само помогает ценам расти. Неочевидно? Тогда по-другому: сколько министров придет на запуск мясного цеха, который сможет переработать 10 тонн мяса в год? А сколько, если мясокомбинат построит американская Tyson Foods, который будет перерабатывать 100 тысяч тонн мяса в год?
В Казахстане, к сожалению, сохранилась тяга к гигантомании. Наше должно быть больше, лучше, крикливее. Да, понятно, что чем больше производство, тем выше эффект масштаба. Но есть и другие законы рынка.
Согласно исследованию Агентства РК по защите и развитию конкуренции между количеством предприятий и размерами наценки на товар существует отрицательная взаимосвязь: чем ниже уровень концентрации рынка, тем меньше наценка. Так, рынок овощей и говядины у нас отнесен к низкоконцентрированным рынкам - на ведущего субъекта приходится менее 9 % совокупных продаж. Поэтому здесь наценка минимальна – до 7 %.
Рынки яиц, молока, хлеба, капусты и муки - умеренно концентрированные: на ведущего субъекта приходится 10-20 % совокупных продаж. На таких рынках предприятия вступают в ценовой сговор. Поэтому главными причинами роста цен являются «естественные» факторы. Например, удорожание сырья.
А вот самая высокая наценка (более 25 %) наблюдается на рынках подсолнечного масла, курятины, сахара и гречки. Эти рынки высококонцентрированны: более 20 % совокупных продаж на одного субъекта. Здесь аналитики отмечают риски сговора. Сахар производится на 4 предприятиях, его распространяют 14 организаций, а накрутка составляет около 53 %. Продолжаем затягивать пояса: инфляция в Казахстане будет высокой еще два года
Другая причина сильной инфляции в Казахстане – неразвитое внутреннее производство. Правительство страны не стимулирует переработку казахстанского сырья в казахстанскую продукцию, готовую для потребления. Импорт преобладает практически во всех товарных группах - от продуктов питания до строительных материалов и машин и оборудования.
Если исключить из экспортной и импортной корзины Казахстана минеральные продукты, то сразу бросается в глаза существенное превышение стоимости импорта (46,7 млрд долларов) над стоимостью экспорта (27,1 млрд долларов) в 1,7 раза.
Но ведь мы закупаем импорт за валюту – доллары, евро, юани и рубли. Поэтому - из-за высокой доли импортных товаров на казахстанском внутреннем рынке - наши чувствительны к изменению валютных курсов.
Сколько это в деньгах? По итогам 2021 года, больше трети расходов на потребительские товары каждого жителя Казахстана уходит на импортные товары.
На рост цен повлияли и санкции, которые наложили западные страны на Россию. В 2022 году произошел шок внутреннего спроса на импортные товары: по данным Бюро нацстатистики, импорт в Казахстан по итогам года сократился из стран СНГ (России, Беларуси) и возрос из других стран (Китай, США).
Сокращения поставок товаров из стран ЕАЭС произошли из-за перебоев в поставках из РФ. Учитывая, что Россия – главный торговый партнер Казахстана, антироссийские санкции изменили структуру внешней торговли и потребления и нашей отечественной экономики.
Санкции осложняют взаимную торговлю стран, из-за чего могут наблюдаться временные перебои в поставках. Так что мы все с вами тоже платим свою цену за антироссийские санкции, и война в Украине нам не совсем чужая.
Есть также чисто монетарная причина роста цен: за 13 лет, с 2010 по 2022 год, денежная масса выросла с 7,49 трлн тенге до 33,83 трлн тенге (в 4,5 раза). За это же время объем производства товаров и услуг вырос в полтора раза. Но это уже действия самого Национального банка.
Что в такой ситуации еще может сделать правительство? Разумно было бы сделать две вещи: сократить нецелевое расходование бюджетных денег и сократить бюджет. Потому что, увеличивая расходы бюджета, правительство усиливает инфляцию. Что страшнее для Казахстана: западные санкции или уход от России
Но! В структуре республиканского бюджета доля расходов, направляемых на социальную помощь и социальное обеспечение, увеличилась с 24 % в 2015 году до 29 % в 2019 году. В 2021 году на это направление потрачена четверть республиканского бюджета.
Формально бюджетные расходы ориентированы не только на крупные инвестиционные проекты, но и на социальные выплаты, заработную плату работников государственных организаций, а также работников организаций, содержащихся за счет средств государственного бюджета. В итоге все эти выплаты стимулируют спрос на товары народного потребления, которые мы импортируем.
Зачем это делать, если все это время республиканский бюджет оставался дефицитным? Самый высокий уровень дефицита в процентах к ВВП был зафиксирован в 2020 году, на уровне 3,1 %. Есть только одна версия - чтобы контролировать деньги ЕНПФ: дефицит в Казахстане финансируется через выпуск государственных ценных бумаг, которые в основном скупают пенсионные фонды.