Инфляцию будем лечить витаминами

И хотя речь идет пока о десятых долях процента, на самом деле все гораздо серьезнее: если тенденция сохранится, то в Казахстане процесс инфляции грозит выйти из-под контроля.
Никогда ранее исполнительная власть не была столь озабочена этим показателем как теперь. Оно и понятно. Только теперь немонетарные факторы инфляции: рост цен на широкий перечень продовольственной и товарной продукции, а также услуги, стал практически непредсказуемым. При этом (вот парадокс!) рост денежных доходов населения и денежной массы в целом уже не играют определяющей роли. И если монетарные факторы инфляции остаются в ведении Национального банка, то немонетарные целиком и полностью - на совести исполнительной ветви власти.
Вот и пришлось правительству - волей-неволей - проявлять инициативу.
Рычагов управления у исполнительной ветви власти, к счастью, не так уж и мало. И точки ее воздействия оказались вполне прогнозируемыми. Еще Григорий Марченко, будучи в ранге председателя Национального банка, постоянно говорил о пресловутых овощах и фруктах, которые даже в сезон их созревания и поспевания оказывали свое воздействие на показатель инфляции. За последние два-три года в этом плане практически ничего не изменилось, и первой точкой удара правительства, естественно, явилась плодоовощная продукция. Впрочем, справедливости ради надо отметить, что под правительственные меры воздействия попадает еще один стратегически важный продукт - мясо и мясопродукты.
В очень короткие сроки - буквально за несколько дней после появления идеи и обкатки ее на совещании в правительстве - было принято и подписано беспрецедентное постановление правительства, согласно которому установлены новые ставки (конечно, пониженные!) таможенных пошлин на овощи и фрукты из соседних стран - Киргизии, Узбекистана, Таджикистана. Под льготный режим также попали мясо, птица, чай и ряд непродовольственной группы товаров, входящих в потребительскую корзину.
Кроме того, впервые за многие годы "накрутку" за нестабильность цен получили акимы областей. Теперь они обязаны увеличить количество рынков сельскохозяйственной продукцией, и даже, если это необходимо, стимулировать торговлю с колес и уличную торговлю, с чем продолжалась до последнего времени отчаянная борьба. (Выходит, культуру покупки продовольственных товаров - в специально отведенных местах или в почти стерильных супермаркетах, по сравнению с уличной торговлей уж точно, мы не привьем нашему населению еще долго). Таких торговцев постановление правительства предписывает освободить от уплаты каких бы то ни было сборов. Кроме того, акимы будут в ответе и за то, чтобы на рынках их регионов не создавалось какого-либо искусственного дефицита вообще, будь то продукты или товары повседневного спроса.
В принципе, в этих мерах по наполнению внутреннего рынка нет ничего сверхъестественного - во многих странах правительства очень оперативно реагируют на деформации спроса и предложения и предлагают адекватные меры. Но для нас этот факт весьма удивителен. Во-первых, правительство впервые задумалось не о каких-то отвлеченных макроэкономических параметрах (ну и что, что делается это в целях удержания инфляции!), а о конкретных потребителях, которые вынуждены платить за продукты гораздо выше разумных пределов.
Во-вторых, интересно, что исполнительная власть предпринимает упреждающие шаги: хотя самые тревожные ожидания пока не оправдались, оно уже прогнозирует потенциально возможное нежелательное развитие событий и не собирается ждать, когда черные прогнозы станут реальностью.
Под эгидой борьбы с разгулом инфляции правительство сумело, чего никогда еще не было, договориться с национальными компаниями-монополистами - среди которых Казахтелеком, "Казахстан темир жолы" и компания по управлению электросетями KEGOC, что они не будут повышать свои тарифы по крайней мере до конца 2005 года.
Но, к сожалению, правительство проявляет подобную инициативу поневоле. Президент страны обратил внимание кабинета Ахметова на то, что нельзя допустить обесценивания дополнительных выплат социально незащищенным категориям граждан, которые начнут производиться с 1 июля этого года. О необходимости социальных доплат президент заявил еще в своем ежегодном послании народу, а прогрессирующая (пусть не в прямом смысле) инфляция может свести социальную поддержку государства на нет. И правительству ничего не оставалось делать, как искать действующие меры по укрощению инфляции.
Справедливости ради надо сказать, что правительство нашло неплохой вариант для решения сразу двух проблем: не раскручивания инфляции и сохранения стоимости социальных доплат. Однако интересен другой вопрос: будут ли применяться подобные оперативные меры по выравниванию ситуации впредь? Вряд ли. У нас все слишком статично. Хотя приобретенный опыт интересен сам по себе. Ведь пульт управления в руках и можно неперспективные отрасли делать привлекательными, малый бизнес -состоятельным и т.д. По большому счету в экономике, если поразмыслить, можно творить настоящие чудеса.