– Во время вашего последнего выступления в Мажилисе вы сказали, что за минувший месяц уровень инфляции повысился всего на 0,3 процента. Однако депутаты вам возразили – ведь цены на продукты неуклонно растут!
– Методика расчета инфляции, которой мы придерживаемся, соответствует международным стандартам и используется во всех развитых странах. Прежде чем рассчитывать показатели инфляции, мы изучаем 508 позиций товаров и услуг, которые входят в потребительскую корзину населения. Ежемесячно собирается 120 тысяч котировок цен в одно и то же время, в одних и тех же торговых точках на товары одного и того же качества во всех больших и малых городах, областных и районных центрах. И действительно, в этом году инфляция в республике пока растет довольно низкими темпами. В целом по всем 167 продовольственным позициям инфляция в стране за три месяца составила всего 1,7 процента.
– Но почему у вас – одна инфляция, а в кошельке конкретного потребителя – другая?
– Мы оцениваем инфляцию, основываясь на потребительские расходы всего населения. Если мы говорим об одном конкретном человеке, который постоянно ходит в один и тот же магазин и видит, как в нем меняются цены, то он может судить только об инфляции в этом магазине и в собственном кармане. В итоге субъективные ощущения и официальные данные об инфляции не совпадают. Поэтому, если вы хотите сопоставить ваши ощущения с официальными данными, всегда нужно брать конкретный индекс на конкретную товарную позицию, причем в вашем конкретном регионе.
– Это правда, что попытки приукрасить действительность через статистику случаются? Акиматы давят на ваши региональные управления для окраски статданных в более позитивные тона?
– Честно говоря, за период моего руководства я не знаю о фактах прямого открытого давления. Более того, если такое случится, то руководители акиматов будут привлечены к ответственности.
– А что за планшетная революция намечается в Агентстве по статистике?
– Дабы избежать какого-либо постороннего вмешательства в статистику, мы собираемся внедрить в практику регистрацию цен на электронные планшетки и передачу данных напрямую на портал агентства. Во-первых, с помощью маленьких компьютеров наши специалисты, следящие за состоянием рыночных цен, смогут сразу же, не выходя из магазина, отправлять цифры через Интернет прямиком в центральный офис агентства. Это повысит оперативность и качество информации. Ну а во-вторых, будет значительно упрощена всякая бумажная волокита. Пилотное внедрение начнется во втором полугодии, а в целом по Казахстану мы планируем ввести эту практику в ближайшие два года.
– Как вы оцениваете социальное положение граждан страны, насколько велик уровень разрыва между богатыми и бедными?
– Что касается вопроса дифференциации доходов, то мы используем международный подход сравнения, то есть берем соотношение доходов десяти наиболее богатых процентов населения и десяти наиболее бедных. В Казахстане первая группа зарабатывает 26,6 процента всех доходов, последняя – 3,5 процента. Таким образом, коэффициент разрыва в доходах равен 7,6, что меньше, чем в среднем по миру, причем у нас этот разрыв в последние годы имеет тенденцию к сокращению. Только за последние десять лет коэффициент снизился в полтора раза.
– Это, по-вашему, много?
– Это не много и не мало. Это просто цифры. Например, одним из показателей повышения благосостояния наших граждан является резкое увеличение того же выездного туризма. Скажем, только за прошлый год у нас за рубеж на отдых выехали 8 миллионов человек, что в два раза больше, чем в 2004 году. Наверное, наши граждане не тратили бы деньги на курорты, не имея средств к существованию.
Вообще у нас есть целый сборник, который посвящен индикаторам уровня жизни казахстанцев. Это достаточно толстая книга, где приведены многочисленные показатели, характеризующие динамику роста благосостояния населения. Ее можно найти на нашем сайте. Я вам привел лишь один из немногих примеров.
– Насколько непогрешима статистика?
– В нормальной статистической практике при применении научно обоснованных подходов и методик в любой цифре, в любом показателе есть погрешность. В мировой практике считается, что составлять она должна от двух до пяти процентов. Не больше.
Астана