Инфляция передается воздушно-капельным путем, или Почему становятся террористами

Точное количество прошедших “культурную профилактику” через спектакль Государственного академического русского театра драмы им. М. Горького “Манкурт. Вечный раб” не известно, но одно можно сказать точно: “привитая” таким способом аудитория вирусом терроризма точно не заразится.

Премьера мистерии, поставленной Барзу АБДУРАЗЗАКОВЫМ, состоялась в феврале этого года. Работа известного таджикского режиссера и актеров столичного театра – еще одна попытка заглянуть в корень зла, чтобы не допустить его дальнейшего распространения.

Заведующая литературной частью Театра им. Горького Наиля ГАЛЕЕВА отмечает: поставленный в рамках госпрограммы по борьбе с религиозным экстремизмом и терроризмом спектакль представлен двумя частями. Первая – некий фарс, буффонада из “Осадного положения” Альбера Камю, “Короля Лира” Шекспира, “Вальпургиевой ночи” Венедикта Ерофеева и “Дракона” Евгения Шварца.

Вторая часть – разговор со зрителем через историю о манкурте, описанную Чингизом Айтматовым в “Буранном полустанке”.

– Зритель принял мистерию хорошо, хотя не все поняли исходный посыл. Многие по окончании спектакля обещали, что вернутся в театр на постановку еще раз – уже после прочтения всех произведений, на основе которых поставлен спектакль. А ваши коллеги-журналисты отмечали, что “Манкурт. Вечный раб” стоит всех лекций о терроризме и что после него нужно устраивать обсуждение с молодежью, – говорит Наиля Галеева.

Каким образом связан манкуртизм и терроризм? Как подчеркивал сам режиссер, для него терроризм – это не вскрики “Аллах акбар”, пулеметы, терроризм начинается с забвения своих корней, родителей.

Именно лишенный исторической и духовной памяти человек становится способным на преступления.

– Если ты помнишь себя и свои корни, ты никогда не станешь террористом – таков главный посыл постановки, – говорит Наиля Галеева.

Отметим, что собранные в единую драму сюжеты известных произведений создали гармоничную картину на сцене, где тесно переплелись актуальные в наши дни проблемы власти и беззакония, бюрократии с нечеловеческим лицом, нравственного выбора.

Герои мистерии сначала не придают значения пророчеству юродивого о приближении апокалипсиса, после перед зрителем разыгрываются столь знакомые сцены общения бюрократа с простым гражданином.

– Вы не можете существовать без справки о существовании. Выдается она на определенный срок, но для начала вы должны взять справку о здоровье в бюро волокиты. А эту справку невозможно взять без первой справки, – грозят в первой части мистерии.

Люди вязнут в бюрократии, не понимая происходящего. Но чем меньше граждане будут понимать, тем лучше они будут подчиняться – об этом знает новый правитель, установивший свои порядки в государстве.

– Инфляция передается воздушно-капельным путем. А посему всем следует полоскать рот уксусным раствором, – повелевает правитель. – Берегитесь бредовых мыслишек, порочных идей… Я принес вам порядок, свободу и абсолютную справедливость. Благодарности не требуется, но требуется активное сотрудничество со мной.

…После буффонады публика переносится в историю манкурта и его матери. Мухтар Шаханов: Манкурт – это тот, кто утратил свои корни

– Манкурт единственный не помышлял о бунте, и не было необходимости стеречь и уже тем более подозревать его в тайных замыслах, – говорит голос за сценой.

Далее разворачивается трагичный финал жизни человека, не помнящего родства своего.

Спектакль “Манкурт. Вечный раб” завершил насыщенный 116-й театральный сезон Театра им. Горького, в котором актеры сыграли в шести премьерах. Откроется новый сезон 26 октября постановкой “Евгений Онегин”, созданной при содействии Союза театральных деятелей России.