Если в феврале этого года инфляция в годовом выражении составила 6,9 процента, то в марте - уже 7,1 процента. Причин, почему это происходит, слишком много, а потому существует опасность выхода ситуации из-под контроля.
В качестве главных факторов, воздействующих на инфляционные процессы Нацбанк, в частности, называет рост расходов на заработную плату, приобретаемые ресурсы, рост доходов экономических субъектов (здесь, вероятно, имеются в виду повысившиеся экспортные доходы), а также "импорт" инфляции.
Правительство добавляет, что основными факторами роста потребительских цен является чрезмерный рост цен на овощи, фрукты, мясо и мясопродукты.
Например, в феврале в наибольшей степени подорожал картофель - на 7,5 процента. Овощи поднялись в цене на 6,4 процента, фрукты - на 4,5 процента, мясо и мясопродукты на 1,2 процента.
Независимые аналитики смотрят на ситуацию шире. В частности, инвестиционная компания "ТуранАлем Секьюритис" отмечает, что на динамику инфляции влияют не только цены на экспортные товары, "импорт" инфляции, но и рост внешних и внутренних активов банковской системы, потребительский спрос.
"Реальные денежные доходы населения растут быстрее, чем производство товаров и услуг, - указывает в своем аналитическом отчете Ольга Кинасова. - В текущий момент формируется товарно-денежный дисбаланс - товарная масса не распределяется на большое количество денежной массы в экономике, и поэтому возникает инфляционное давление. Реальная заработная плата в 2004 году увеличилась на 13,9 процента, денежные доходы - на 13,2 процента, что намного превышает рост ВВП в реальном выражении - 9,4 процента".
Если суммировать все факторы роста инфляции, то получится не очень хороший прогноз. И хотя Нацбавнк уже фактически отошел от своего прежнего прогнозного коридора инфляции (4,9-6,5 процента) и установил новый коридор - 5,2-6,9 процента, в "ТуранАлем Секьюритис" считают, что в 2005 году инфляция составит не меньше 7-8 процентов.
Такой вывод аналитики делают, учитывая то, что с июля этого года намечается "социальная интервенция" - дополнительные выплаты начнут получать пенсионеры, социально уязвимые категории граждан, малообеспеченные слои населения. Предполагается, что расходная часть республиканского бюджета будет увеличена на 100 миллиардов тенге.
С расширением расходной части произойдет увеличение дефицита бюджета до 1,9 процента к ВВП с первоначально планировавшихся 1,7 процента. "Расширение государственных расходов влечет увеличение потребительских расходов и автоматически приводит к повышению уровня инфляции, - отмечает Ольга Кинасова. - Ввиду того, что рост потребительского спроса и расходов на фоне экономического роста является одним из ключевых факторов, влияющих на инфляцию по итогам 2003-2004 годов, то, по нашему мнению, существенный вклад в рост инфляции от рассматриваемого фактора, очевиден".
Итак, что в этой ситуации собираются делать государственные органы, ответственные за инфляцию и стабильность цен?
Премьер-министр поручил ряду министерств провести "упреждающие маневры". В частности, министерство индустрии и торговли должно рассмотреть возможность снижения ставок таможенных пошлин на импорт плодоовощной продукции, в том числе за счет введения сезонных пошлин на импорт отдельных ее видов.
Агентство по регулированию естественных монополий должно принять меры по усилению контроля за формированием реализационной цены на отдельные виды продукции сельского хозяйства и предотвращению необоснованного повышения цен на них в розничной торговле.
Однако здесь возникает интересная коллизия. Если вопрос со смягчением таможенной политики решается очень просто - стоит только премьеру принять соответствующее постановление, - то удержать цены на продукцию сельского хозяйства намного сложнее. Антимонопольное агентство вправе принимать те или иные меры воздействия только в отношении монополистов. В сельском же хозяйстве монополистов нет по определению, а потому придется искать рычаги воздействия вне антимонопольного закона. И найдутся ли они - еще неизвестно.
Кстати, с совещания в правительстве отправлен сигнал в адрес акимов регионов. Им рекомендовано в целях ограничения дальнейшего роста цен жестко контролировать работу по насыщению товарами рынков своих регионов, недопущению искусственного создания дефицита.
Рекомендация совершенно оправдана, да вот только многие акимы за многие годы рыночных отношений уже разучились быть хозяйственниками - их больше, пожалуй, интересует политика, чем экономика. Но тут никуда не деться. Приказ получен и надо исполнять.
Справедливости ради, надо отметить, что правительство не считает свою миссию в вопросах регулирования уровня инфляции исчерпанной. К этому вопросу придется возвращаться, и, похоже, не раз, поскольку эффективного "противоядия" против разъедающей экономику инфляции пока не нашлось.
Всем руководителям министерств и ведомств дано поручение представить свои предложения по мерам снижения инфляции на краткосрочный период и на перспективу.
Нацбанк, в отличие от исполнительной ветви власти, ведет себя невозмутимо, несмотря на неблагоприятную тенденцию повышения уровня инфляции. Опираясь на собственный опыт "разруливания" неприятных ситуаций, он считает, что те меры денежно-кредитной политики (это широкий перечень инструментов - от выпуска нот Нацбанка до стерилизации избыточной ликвидности коммерческих банков), которые были предприняты в начале года, дадут эффект только через несколько месяцев.
По его прогнозу, ситуация во второй половине года стабилизируется, а потому Нацбанк не стал повышать ставку рефинансирования, как этого следовало ожидать.
Тем не менее, инфляционное давление стало предметом разговора при встрече главы государства с председателем Нацбанка. Нурсултан Назарбаев особо подчеркнул необходимость принятия комплекса мер по сдерживанию роста потребительских цен в условиях увеличения бюджетных расходов и сохраняющейся высокой экономической активности. Кроме прочих поручений, Нацбанк должен создать все условия для проведения мониторинга рынка недвижимости. Это еще один инфляционный источник: цены на недвижимость находятся в фазе роста вот уже три года.
Безусловно, и Нацбанк, и правительство должны держать руку на пульсе и принимать меры по борьбе с инфляцией, находящиеся в их компетенции. Нужно понимать, что формальные шаги в этом направлении (вот, дескать, все получили задание), не переходящие в конкретные действия, не смогут сдержать инфляционное давление. Поговорили, и забыли - этот принцип теперь не годится. В противном случае мы легко перешагнем семипроцентный барьер.