Индустриальная зона Семея “Ондiрiс” пока больше похожа на пустырь

Сама идея создания индустриальных зон должна была облегчить предпринимателям создание своего дела, а государству – нарастить общие темпы развития экономики в регионах. В идеале бизнесмену нет нужды покупать участок под завод или цех, проводить электрические линии или водопровод, укладывать асфальт для подъездной дороги, всей необходимой инфраструктурой его должны были обеспечить местные власти.

Так в 2007 году в Семее появилась индустриальная зона “Ондiрiс” общей площадью 92 гектара. Но, несмотря на то что прошло десять лет, практически вся эта территория пустует.

Сегодня здесь работает всего три предприятия, два из которых очень малы – по утилизации медицинских отходов и изготовлению пеноблоков. Поэтому главные надежды возлагаются на производство тормозных колодок для подвижного железнодорожного состава.

Тормоз для тормозных колодок

Производственный кооператив “Ибраев+К” много лет специализируется на всех видах ремонта железнодорожного подвижного состава. Теперь здесь наладили выпуск тормозных колодок для вагонов. В строительство предприятия на территории “Ондiрiс” и новейшее оборудование предприниматель вложил 1,7 миллиарда тенге. Отметим: не взятых в кредит или полученных в виде субсидий, а собственных средств, что для Семея редкость.

– Ежегодная потребность в тормозных колодках для ремонтных предприятий составляет 1,5 миллиона штук, и это не считая эксплуатации. Поэтому КТЖ ежегодно закупает в России около 2,5 миллиона тормозных колодок из расчета по 3 700 тенге за каждую. При этом там эта продукция производится на станках образца 50–60-х годов прошлого века. А у нас стоит новейшее оборудование, – рассказал председатель ПК “Ибраев+К” Габбас ИБРАЕВ.

Производство тормозных колодок

Казалось бы, есть более качественная, но менее дорогая продукция, и чего проще – предложить ее железнодорожникам. Но для производственного кооператива все упирается в получение сертификата соответствия Евразийского экономического союза (ЕАЭС), который подтверждает соответствие продукции требованиям технических регламентов Таможенного союза в сфере безопасности железнодорожного подвижного состава. И хотя высокое качество тормозных колодок не вызывает сомнений у специалистов, с получением сертификата начались проволочки. И старая присказка “без бумажки ты букашка” вновь подтвердила свою правоту – без сертификата соответствия железнодорожники не могут приобретать отечественную продукцию. История тянулась три года. Теперь к решению проблемы подключились местные власти.

– Этот проект нужен не только Семею. 15 декабря сертификат соответствия ЕАЭС уже будет получен, – заверил аким Восточного Казахстана Даниал АХМЕТОВ. – Технология производства тормозных колодок есть, оборудование – тоже. Как только будет получен сертификат, вся продукция будет востребована.

Шаг вперед, два шага назад по‑ирански

Львиную долю земли на территории индустриальной зоны – 57 гектаров – должен занять мясокомбинат стоимостью почти 20 миллионов долларов, инвестором которого выступила иранская компания “АгроПортал”. Предполагается, что на этом предприятии будет полный цикл и большие годовые объемы переработки – до 60 тысяч голов крупного рогатого скота и до 120 тысяч мелкого. Также в планах производство первичной обработки шерсти и выпуск медицинских препаратов. Трое в лодке, не считая иранцев

Но и здесь история оказалась с затяжным сюжетом. Еще в 2014 году по результатам переговоров с иранской стороной был выделен земельный участок, разработана проектно-сметная документация. Сдача объекта была запланирована на 2017 год. Однако уже октябрь на дворе, а мясокомбинат еще даже не начали строить.

Ситуация зашла в тупик из-за того, что иранская сторона настаивала на том, чтобы власти Семея предоставили инвесторам гарантийные обязательства о содействии проекту. А город – на том, что все гарантии иностранным инвесторам прописаны в казахстанских законах.

В 2015 году аким Семея Ермак САЛИМОВ заявил, что иранская компания задолжала бюджету внушительную сумму налогов, а сами инвесторы перестали выходить на связь. На разрешение всех острых нюансов ушел еще год. И вот теперь объявлен новый срок окончания строительства мясокомбината.

– Мы завершаем работу с компанией “АгроПортал”. Компании выделяется участок в индустриальной зоне, а само предприятие уже приобрело оборудование на 1,5 миллиарда тенге. Сейчас в процессе подписание инвестиционного контракта с министерством по инвестициям и развитию РК. Таким образом, к концу этого года “Ондiрiс” будет заполнен практически на 100 процентов. Мы сдвинули эту проблему с мертвой точки. В следующем году индустриальная зона будет начинать реальную и эффективную работу, – заверил глава ВКО.

СЕМЕЙ