Как оказалось, по мнению экспертов ЮНЕСКО, первого места в рейтинге Казахстан удостоился не за качество и уровень образования в стране, а только за процесс и динамику его развития.
"Мы заняли первое место по таким позициям рейтинга, как охват начальным образованием, уровень грамотности взрослых, гендерный индекс и доля доучившихся до 5-го класса", - сообщил на прошедшем 22 января заседании коллегии глава Министерства образования и науки РК Жансеит Туймебаев.
Для большинства экспертов и простых родителей, чьи дети обучаются в отечественных школах страны, это стало большим открытием. Казахстану за один год удалось обогнать Германию, Великобританию и США, являющихся самыми большими инвесторами в сферу образования, и самыми популярными странами, где обеспеченные или очень умные дети предпочитают получать высшее образование. А ведь еще год назад республика Казахстан "скромно" и на первый взгляд довольно достойно занимала такое же первое место в этом индексе, но лишь среди стран Азии.
"В наступившем году Казахстан по данным ЮНЕСКО оказался на первом месте по индексу образования для всех, обогнав при этом такие страны как Япония, Америка, которые показывают гораздо более прозрачный уровень отчетности. В прошлом году наша страна была на 7-м месте, - заявил Жанибек Хасан, менеджер программы "Бюджетная прозрачность и подотчетность" Фонда Сорос-Казахстан. По его словам, этот факт на самом деле заслуживает внимания и интереса.
- Когда же мы, дабы утолить свой интерес, запросили у экспертов ЮНЕСКО, что стало причиной столь высокого признания образования в Казахстане, нам ответили, что, несмотря на то, что образование в этой стране не является лучшим на всем белом свете, позитивен сам процесс развития образования, который идет при усилии правительства страны".
Но несмотря на лестные для нашей страны оценки ЮНЕСКО, по словам независимых экспертов, статья "расходы и затраты на образование" в стране занимает не самое главное место в общем бюджете государства. А это, в свою очередь, не дает возможность полноценному развитию качественному образования по всей стране. Слишком ограничены бюджеты школ, где даже за сертификат об отличной учебе родителям школьников приходится платить. А о подключении отдельных школ к Интернету вообще говорить не приходится. Дорого.
Между тем, бюджет министерства образования в 2008 году вырос на целых 25,7% по сравнению с 2007, что в денежном эквиваленте составило 627,3 млрд.тенге или 4% от ВВП.
"В 2004 году на образование из государственного бюджета было направлено 2,3% от ВВП. В 2006 году - 3,4%, - привела статистику Жанар Джандосова, директор Центра исследований "Сандж". - Но только в Японии на образование направляют в 5 раз больше средств. Если мы хотим иметь такой уровень образования, как в Японии, нам нужно как минимум вдвое увеличить существующий уровень финансирования школ". Эксперт подчеркнул, что при этом ежегодно необходимо повышать уровень заработной платы учителям.
По сути же, несмотря на почти шестикратное увеличение бюджета в абсолютных цифрах с 200 по 2007 год, доля расходов на образование оставалась на протяжении всего этого времени практически постоянной, колеблясь из года в год на доли процента.
По мнению экспертов исследовательского центра, в Среднесрочной фискальной политике правительства на 2008-2010 годы доля расходов прогнозируется в уже упомянутых пределах.
Для сравнения стоит уточнить, что самым большим инвестором в сферу образования являются США. По данным исследования центра "Сандж", на долю Америки приходится 4% населения планеты в возрасте от 5-25 лет и 28% мировых отчислений на образование. Так, государственные расходы этой страны на образование сопоставимы с вместе взятыми расходами стран арабского мира, Центральной и Восточной Европы, Средней Азии, Латинской Америки, Южной и Западной Азии и Африки.
По подсчетам экспертов, только на Центральную и Восточную Европу, куда вошли многие государства бывшего СССР, приходится 6,7% этих средств, а на все страны Средней Азии - 0,3%. Если сравнить доли расходов на образование по странам, то выйдет, что Казахстан на образование тратит даже меньше, чем Кыргызстан (4,4%) и Иран (4,7%).
Быть может, это удастся изменить в ближайшее время. Так, по словам Сауле Каликовой, директора Центра анализа образовательной политики ОЦ "Билим - Центральная Азия", в конце прошлого года министр образования РК сообщил о том, что система образования с 2009 года перейдет на принцип подушевого финансирования.
Согласно словам министра уже в феврале акимы должны представить свою модель такого финансирования. Насколько это скажется на качестве образования по стране пока не совсем ясно, но, по словам Ардак Садыковой, начальника управления департамента общего среднего образования Министерства образования и науки РК, идущее сейчас по всей республике стратегическое планирование бюджета на 2009-2011 годы, должно учесть такое нововведение.
Фото с сайта http://www.ayalyalakansko.kz