Поэтому сравнивая мероприятия по инаугурации Нурсултана Назарбаева и Касым-Жомарта Токаева, многие обратили внимание на разницу в деталях мероприятий, но не все смогли оценить главное, сообщает КАЗИНФОРМ. А главное — это инаугурационная речь.
Инаугурационные речи являются в своём роде продолжением предвыборной кампании, которая ставит финальную точку, и после которой от политика ждут как минимум исполнения своих обещаний. Эта речь призвана убедить граждан в правильности сделанного выбора, вдохновить их на новую жизнь, преподнести, обобщив, идеалы, которыми в будущем они будут руководствоваться.
Совершим небольшой экскурс в историю. В Советском Союзе инаугурационная речь прозвучала только один раз и её содержание вряд ли кто помнит. Более запомнился уход с поста первого и последнего президента СССР М.С. Горбачева, который ассоциируется со спуском советского флага с башни Кремля и распадом страны. Тем более, как вспоминал сам М.С. Горбачев, «никаких процедур проводов Президента СССР, как это принято в цивилизованных странах, не было».
Инаугурационная речь нового президента в странах устойчивой демократии считается самой главной для политика, победившего на выборах. На деле эта речь является политической декларацией нового главы государства и кратким изложением программы на ближайшие годы. Именно поэтому, например, в США инаугурационная речь широко распространяется всеми средствами массовой информации. Президент Билл Клинтон стал первым главой США, который в 1997 году распорядился создать особый сайт и организовать онлайн-трансляцию церемонии его второй инаугурации.
Конечно, даже в самых серьёзных делах возможны сбои. Некоторые инаугурационные речи вошли в историю в качестве необычных выступлений. Например, речь Джорджа Вашингтона состояла всего из 135 слов. Рекордсменом по длительности речи стал президент США Уильям Харрисон, который в 1841 году говорил почти два часа, а его речь состояла из 8 445 слов. Харрисон выступал под открытым небом, при минусовой температуре, под порывами сильного ветра, без пальто, шапки и перчаток. В результате, он переохладился, заболел пневмонией и через месяц скончался.
В ХХ веке, пожалуй, самой цитируемой стала речь Джона Кеннеди.
«Мои дорогие американцы! Не спрашивайте, что ваша страна может сделать для вас - спросите, что вы можете сделать для своей страны. Дорогие граждане мира! Не спрашивайте, что Америка должна сделать для вас, а что вместе мы можем сделать для свободы человека».
На Маргарет Тэтчер большое впечатление произвела инаугурационная речь президента Чехословакии Вацлава Гавела, который говорил о «жизни в разложившемся моральном климате... где такие понятия, как любовь, дружба, сострадание, милосердие и прощение, утратили свою глубину и значимость». (М. Тэтчер. Великая история «железной» леди. М;. АСТ, 2016, С. 571)
В инаугурационной речи Касым-Жомарта Токаева можно выделить несколько главных тезисов. По сути, он обращает внимание на то что будет продолжателем курса Нурсултана Назарбаева в новых условиях. Фундаментальные основания государства, заложенные Елбасы, будут сохраняться и укрепляться с учетом новых условий.
Президент Касым-Жомарт Токаев формулирует десять основных задач, которые предстоит Казахстану решить в ближайшие годы. Эти задачи охватывают все сферы жизни страны — политическое устройство, экономику и социальные проблемы, внешнюю политику.
Кстати, не все обратили внимание на то, что, по сути, это реализация фундаментальных положений Конституции Казахстана - демократическое общество, рыночная экономика, социальное государство.
Президент К. Токаев заявляет, что «моя политическая платформа – это ответ на главные запросы наших граждан». Пока что это самый общий контур предстоящего реформирования страны. А иначе и быть не может, поскольку смена власти произошла неожиданно как для государственной элиты, так и рядовых граждан. Но инаугурационная речь показывает, что Президент К.К. Токаев понимает преемственность курса не как нечто неизменное. Главное - это сохранение политической стабильности, межнационального согласия и других завоеваний, которые были заложены при Елбасы.
На этой прочной базе можно строить новые планы и осуществлять проекты, отвечающие духу времени. Поэтому уточнение и развитие некоторых основополагающих тезисов инаугурационной речи будет осуществляться в самое ближайшее время. И делать это необходимо при устойчивом и плодотворном диалоге общества и государства. Движение государства и гражданского общества друг к другу, по мнению К. Токаева, является залогом успеха. Как отмечает К. Токаев, «политическая надстройка должна отвечать преобразованиям. В другом случае это станет препятствием для экономических реформ».
Президент подчеркивает необходимость достижения реальных значимых результатов реформ с тем, чтобы «конкретно заняться решением острых социальных проблем, оказанием помощи наиболее нуждающимся». Необходимы быстрые и ощутимые результаты в социальной политике, в том числе, это касается повышения доходов населения. Президент поставил задачу открыть новые рабочие места и обеспечить достойные заработные платы, разработать единую жилищную политику, осуществлять справедливую социальную политику.
В социальном блоке стоят конкретные задачи — повышение качества образования, статуса учителей и врачей, обеспечение качественных медицинских услуг населению, обеспечение доступного жилья и т.д.
В своей предвыборной программе К. Токаев предлагает решение самых насущных социальных вопросов, на решение которых планируется направить свыше 2 трлн тенге. Острая проблема жилья для молодежи будет решаться путем введения в строй 40 тысяч арендных квартир для малообеспеченных и многодетных семей. Причем эта и другие программы будут осуществляться под жестким контролем общественности.
Вырастут расходы на здравоохранение до 5% ВВП. Это позволит решить вопрос о доступности сети первичной медико-санитарной помощи. Дошкольным образованием планируется охватить всех детей во всех регионах. В средней школе завершится переход на 12-летнее обучение, а внедрение трехъязычия будет продолжено с упором на изучение казахского языка, преподавание общественных дисциплин на казахском и русском языках и постепенное овладение английским языком. Кроме этого, будет сокращена нагрузка на детей, внедряться новейшие методики обучения. До 2022 года будет решена проблема аварийных и трехсменных школ.
Все прекрасно понимают, что результаты требуют определённого времени. Поэтому Президентом К. Токаевым принято неожиданное для всех решение о погашении кредитов социально уязвимых слоев населения. Конечно, с точки зрения классического рынка, эта мера кажется спорной. Но в условиях транзита и сложившихся реалий она означает не только понижение градуса социального напряжения, но и начала своеобразной эры милосердия, которую открывает новый Президент. Социальное партнёрство и взаимопомощь может проявляться в разных действиях и К. Токаев сделал в этом направлении не просто важный шаг, но и шаг показательный. Он демонстрирует, что все казахстанское общество от рядового гражданина до Президента должны быть связаны узами социальной гражданской солидарности.
Одна из ключевых проблем - развитие национального бизнеса, формирование среднего класса. Сейчас идёт интенсивный анализ состояния экономики с тем, чтобы в самое ближайшее время предложить новых подходы к реализации экономической стратегии.
Развитие экономики должно быть основано на принципе нерушимости частной собственности. Поэтому без создания системы твердых гарантий для собственности казахстанского предпринимательства они не будут мотивированы к вложению средств в общегосударственные: региональные и местные проекты. Предприниматель должен понимать, что может контролировать риски, а государство является гарантом его вложений. Иначе остановить «бегство капиталов» из страны просто невозможно.
Для решения этой проблемы необходимо резко снизить уровень бюрократизации и решительно бороться с коррупцией. Дилемма проста - или развивать предпринимательство или иметь всепоглощающую коррупцию. И то и другое вместе невозможно.
К. Токаев понимает, что необходимо активно использовать опыт других стран в создании конкурентной среды для развития разных сегментов экономики. Например, история США демонстрирует, что широкое распространение избирательного права, система сдержек и противовесов в механизме центральной власти, возможность рядовыми гражданами выразить свои политические предпочтения способствовали тому, что законодательные органы не имели другого выхода, кроме как создать благоприятную нормативно-правовую среду, чтобы привлечь капитал и рабочую силу.
Как отмечают западные авторы, единственные условия, способствующие появлению крупных и конкурентно структурированных банковских систем - это такие, при которых власть и полномочия государственных чиновников ограничены институционально, и часть этих ограничений обеспечивает реально работающее избирательное право. («Естественные эксперименты истории». М., АСТ, 2018, С.150).
Еще одна проблема - значительный долг государства. Правительство расходует средств больше, чем собирает налогов. В период с 2014 по 2018 годы размер правительственного долга увеличился в два раза - с 5,6 до 11,7 трлн тенге, в относительном выражении он достиг 20% ВВП. Государственный долг в целом вырос еще сильнее - с 5,8 до 16 трлн тенге. Соответственно, удвоились и расходы на обслуживание госдолга, которые в 2018 году достигли 586 млрд тенге, а их доля в расходах республиканского бюджета выросла до 6,3% с 3,6% в бюджете 2014 года. Эта привычка к необоснованным тратам осталась с «нефтяной эпохи», когда цены на сырье были значительными. Для того чтобы остановить рост долга правительству необходимо не только снизить расходы, но и увеличить доходы. А это можно сделать только за счёт всесторонней поддержки бизнеса.
Правительство должно избавить себя от лишних функций, прежде всего контрольных. Необходимо не просто сокращение государственного аппарата, но и изменение его деятельности для всестороннего развития страны.
Не секрет, что в Казахстане развитие регионов крайне неравномерное. Естественно, что проблема имеет и серьезные объективные основания. Страна занимает девятое место в мире по территории. Причем регионы находятся в самых разных природно-климатических зонах. Даже в самих областях, территория которых превосходит по размерам некоторые небольшие государства, можно встретить пустыни, степи, горы. Они неодинаковы по своему сельскохозяйственному, экономическому и природному потенциалу. Поэтому в речи Касым-Жомарта Токаева подчеркивается, что «конкретные задачи, волнующие казахстанцев, должны решаться на местном уровне. Мы укрепим систему самоуправления в регионах, население примет активное участие в решении накопившихся проблем в регионе».
К. Токаев как политик и дипломат, хорошо знакомый с ситуацией в мире, отчётливо понимает, что человечество вступило в новую эпоху, когда «меняются технологии, экономика и социальный порядок. Меняется мировоззрение людей, особенно молодёжи». На место старых противоречий и конфликтов приходят новые - это торговые войны великих держав, новые региональные конфликты, нестабильность на фоне отрицания некоторыми государствами прежних механизмов безопасности. Он констатирует, что некоторые страны и регионы оказываются не в состоянии угнаться за новой волной прогресса и избирают стратегию изоляции и агрессии. В то время как передовые страны уходят далеко вперёд, большинство оказывается на обочине. Это резко поляризует государства мира и является основой для новых и новых конфликтов.
Чтобы развиваться, необходимы комплексные решения. Нельзя добиться успехов только за счёт экономики или социальной политики. Не все обратили внимание на то, что Президент РК говорит о фундаментальных переменах: «экономический, социальный и политический прогресс – это наш единственно правильный ответ на вызовы современности». Такой подход должен быть основан на открытости, стремлении к лучшим достижениям, передовым технологиям. И здесь важным является понимание того, что настало время, когда развитие экономики невозможно без демократизации политической жизни страны.
К. Токаев твердо понимает, что «политическая надстройка должна соответствовать глубоким экономическим преобразованиям, в противном случае может произойти торможение реформ». Именно в этой формуле видно понимание новым Президентом основных запросов общества — переход от формулы, которая сыграла свою положительную роль в прежние годы - «сначала экономика, а затем политика», к полномасштабной реформе всех сфер жизни общества. Можно говорить о том, что сильная власть сыграла свою роль во время переходного периода. Теперь наступило время усилить эффективность власти за счёт перераспределения полномочий и расширения контроля со стороны общества.
«Политическая надстройка должна отвечать преобразованиям, в другом случае это станет препятствием для экономических реформ. В политику и на госслужбу должны приходить только самые образованные люди, должен работать принцип меритократии, - заявил К. Токаев. - Буду работать открыто и транспарентно. У нас одна Родина, одна судьба!»
Практически все отмечают возросший запрос общества на изменения. Но сами по себе эти изменения не произойдут. Необходимы люди, которые будут двигать страну в нужном направлении. Эта задача настолько актуальна и важна, что К. Токаев заявляет о необходимости её решения уже в ближайшие дни. Не дожидаясь, когда будут созданы правовые, организационные и иные условия для решения этого вопроса по образцу продвинутых стран.
Глава гсоударства отмечает, что «в систему государственного управления должны приходить только достойные, образованные люди на основе меритократии. Другого принципа подбора кадров быть не может». Для начала президент предлагает сформировать президентский кадровый список, в который будут включены 300 лучших представителей из всех регионов страны.
К. Токаев обращает особое внимание на роль молодежи в преобразовании Казахстана. Но реформа должна опираться на богатейшее наследие предков. Поэтому в речи Президента РК особо отмечается, что «ценности программы «Рухани жангыру» остаются основным духовным нашим ориентиром. Уважительное отношение к истории, преданность Родине, стремление к науке и знаниям - всё это ценные качества нашего народа. Эти качества укрепляют единство и созидательную силу народа, усиливают конкурентоспособность страны».
Экономические реформы неизбежно ведут к политической трансформации. Если таковой не происходит, то начинается стагнация экономики. На это, в частности, обращает внимание Маргарет Тэтчер, которая писала, что «в какой-то момент растущая движущая сила экономических перемен в Китае приведет к политическим переменам. Сохранение открытыми торговых и информационных каналов при твердом соблюдении прав человека в КНР - вот что является лучшим способом сделать эту великую военную державу накануне ее превращения в великую экономическую страну надежным и предсказуемым членом международного сообщества».
Другая составная слагаемая развития — принцип диалога власти и общества. В инаугурационной речи Касым-Жомарта Токаева подчеркивается необходимость последовательного и полноценного диалога, который должен строиться на признании плюрализма мнений. Он понимает, что единство вовсе не означает отсутствие противоречий и разных мнений. Для него главным ориентиром в этом вопросе является формула «Разные мнения, но единая нация».
Переход к демократическому стилю руководства страной — это процесс многоэтапный. Политическая трансформация, в случае накопления ошибок, может привести к опасным последствиям. Как пишет Ицхак Адизес: «Бюрократы привыкли все делать по-своему. Для того чтобы изменить их привычный образ работы и добиться сотрудничества, если это вообще возможно, нужно приложить большие усилия».
Инструментом диалога должен стать Национальный совет общественного доверия, в который вошли представители всего общества, включая молодёжь. Естественно, что создание этого органа не должно подменять деятельность выборных органов государственной власти — маслихатов и парламента. Но время не ждёт. Политическая реформа должна подкрепляться диалоговыми площадками уже сейчас. Эффективность деятельности Национального совета будет определяться не только его составом, но и тем, что Президент нацеливает чиновников и государственные органы на сотрудничество со всеми институтами гражданского общества.
Задачи перед Касым-Жомартом Токаевым стоят весьма трудные и фундаментальные. И их решение невозможно усилиями одного Президента и государственного аппарата. Поэтому он предлагает обсудить основные проблемы общества и общими усилиями сформировать предметный план реализации предвыборной платформы. Как отмечает сам К. Токаев «лучшие идеи, предложения от народа найдут своё отражение в этом документе».
Нужно помнить о том, что переход от общества множественных ограничений к свободе и демократии всегда труднее, чем наоборот. Такой переход означает формирование новой политической культуры, поведения и навыков, отказ от прежних запретов, которые прочно вошли в сознание людей. Любое общество, желающее быть свободным, должно достичь того, что все граждане могли разбираться в теории и практике демократии. Для этого необходимы соединенные усилия системы образования, средств массовой информации общественных организаций, партий и т.д. В транзитных государствах существует тенденция упрощенного подхода к демократии, в которой люди видят только гарантии личной свободы, а не сложный комплекс институтов, прав и обязанностей, взаимодействие идей. Нужно понимание важного обстоятельства - демократия не только предоставляет возможности, но и накладывает на граждан обязанности.
Предстоит решение важной задачи - формирование у граждан новой политической культуры. Для того чтобы участие в общественной жизни было плодотворным, люди должны быть хорошо информированы об общественных проблемах как на локальном, региональном, так и на общенациональном уровне, уметь сочетать личные и общественные интересы. Научно научиться толерантному отношению к инакомыслию, уметь сотрудничать и идти на компромиссы. Они должны проявлять уважение к закону, легитимной власти, частной собственности и правам личности.
Новые подходы к государственной политике показывают, что Касым-Жомарт Токаев продолжает политику интеграции общества с учётом новых веяний в экономике, политике, международных отношениях. Впереди большая работа, но сам текст инаугурационной речи внушает большие надежды, поскольку поставленные в ней цели отражает мнение большинства граждан и предполагают опору на поддержку народа Казахстана.
Можно предполагать, что основные положения инаугурационной речи президента К. Токаева, а также итоги первых месяцев его деятельности на высшем посту государства будут обсуждаться и оцениваться долгое время. Нужно учитывать, что транзит власти в Казахстане имеет собственные особенности, которые определяют сочетание разных методов управления государством. Но уроки истории не случайно необходимы для понимания современности и перспектив развития.
Неоднозначные оценки деятельности руководителей государств в период транзита или реформ, тем более, опубликованные во время этих событий, могут быть крайне противоречивыми.
Например, важный период в истории США как середина и вторая половина 30-х годов ХХ века, получивший название «новый курс» президента Ф. Д. Рузвельта, отношение к которому было далеким от восторгов. Некоторые современники писали о том, что Ф.Д. Рузвельт проводит в жизнь США фашизм, другие наоборот, считали его реформы социалистическими. Иногда «новый курс» изображался как сочетание того и другого. Только к началу 60-х годов американская историография пришла к консенсусу о позитивном характере «Нового курса», хотя противоположные оценки появляются до сих пор.
Оценивать «Новый курс» Президента Касым-Жомарта Токаева можно с самых различных позиций - от националистических, коммунистических до либеральных. Все спектры политического многоцветия существуют в Казахстане. Но нужно помнить о том, что К. Токаев предлагает общенациональный консенсус в определении и достижении общенациональных целей. Патриотизм и совместное определение будущего должны объединить все слои общества. Более того, уже создаются политические и государственные институты для такого единства общества во имя будущего. И это самое важное.