Имя препятствию - лихоимство

Два дня назад Казахстан ратифицировал Конвенцию ООН по противодействию коррупции. Среди других стран СНГ мы в списке присоединившихся оказались на последнем месте. После провозглашенной Президентом программы "Десять сокрушительных ударов по коррупции" с высоких трибун стали активно вестись беседы о борьбе с коррупцией в нашей стране, а казахстанские СМИ наперебой стали публично разоблачать все и вся: от чиновников самого высокого полета до рядовых гаишников. Что об этом думают представители финансовых, экономических и политических структур, не прочитали только не умеющие читать. Гораздо реже до общественности доходит глас народа. Поэтому мы обратились с этим вопросом к тем, кто далек от власти. Например, выяснилось, что казахстанских деятелей искусств вопросы коррупции не интересуют вообще. Причины разные, но самая главная, что бедным художникам просто не до того. На связь с властями они выходят лишь в том случае, когда последние просят написать картину на заказ. Причем, как правило, за "спасибо". Другие представители богемы - из литературных кругов - также не борются со взятками и злоупотреблением властью даже в самых злободневных произведениях, не говоря уж о лирических рассказах. А вот казахстанские барды даже побаиваются писать песни на столь смелые темы. Художники, поэты и писатели мотивируют свой отказ от борьбы с коррупцией бесполезностью: мол, "ну напишем, придумаем, сделаем, а разве изменится что-то от этого в стране? Взяточничество - это вредная привычка, с которой бесполезно бороться". Специалист по юридической психологии, доктор наук, Алибек Сагиев уверен: "Бороться с коррупцией невозможно, к ней можно только адаптироваться. Наше общество в совершенство владеет искусством получения и подношения взяток. Во всех азиатских странах брать деньги - давняя традиция. Традиция платить или одаривать, чтобы протянуть "своих" на место работы, или устроить на учебу в университет. Всем знаком недавно появившийся термин "Магазин диссертаций". Сейчас очень модно и престижно иметь множество ученых степеней. Посмотрите на чиновников: они ведь все доктора каких-нибудь наук. А что за этим стоит? Есть деньги - есть диссертация и ученая степень. Но если копнуть глубже: что мы увидим? Большинство студентов в университетах сейчас учатся на профессиональных взяточников. Сначала они решают вопросы оценок в зачетке за деньги, затем получают за какие-то вложения диплом. И в результате выпускник, который в годы обучения в университете научился платить деньги за получение отметок в зачетках, и дальше будет свои дела решать исключительно за взятки, потому что это у него лучше получается. Поймать кого-то на взяточничестве сегодня сложно, однако ловят, но складывается четкое ощущение, что все это - разборки и игры вышестоящих чиновников, где простым людям отведена роль наблюдателей. Я совершенно не оправдываю взяточничество, но можно сколько угодно говорить о взятках и подкупности чиновников и государственных органов, однако разве не мы сами способствуем этому? У них "наверху" творятся свои дела, а мы лишь способствуем тому, что их привычки брать деньги укрепляются". Мнение историка Аяна Калиева пролило свет на корни коррупции в нашем обществе. "На Востоке дача взятки всегда считалась чем-то самим собой разумеющимся, никто никогда особо не считал это большим грехом, - считает Калиев. - К примеру, в Османской империи если человек получил взятку, то он должен официально заплатить за неё налог. Это было в пределах нормы. Система взяток была построена таким образом, что определенная часть отчислялась в государственную казну. Чиновникам зарплату не платили, все их доходы складывались именно из подношений. Более того, султаны говорили, что чиновники должны зарабатывать взяткой. Выдали тебе мандат - крутись, как хочешь. Считалось, что если судья не берет взятку, значит, это плохой судья. Что касается нашей страны, то и у нас брать деньги - нормально. Это традиция: давать и получать деньги и подарки за выполнение какой-либо услуги. У нас принято в гости идти с подарком, и из гостей выходить с подарком, вот под этим соусом и взятку можно дать, и очень сложно будет узреть тонкую границу между подношением и даром. Побороть коррупцию в Казахстане - это несбыточная мечта, - утверждает Аян. - Во-первых, мы ещё не достаточно социализированы для того, чтобы начать серьезно действовать, а во-вторых, мы не умеем жить по-другому". "Если в Казахстане, заговорили о борьбе с коррупцией, значит, скоро выборы", - утверждает председатель правления общественного фонда по борьбе с коррупцией "Transparency Kazakhstan" Виталий Воронов. Сегодняшней мерой измерения коррупции среди чиновников и политиков является Индекс Восприятия Коррупции (ИВК). Он состоит из показателей аналитических исследований распространения коррупции в различных странах мира. Цифры, озвученные Виталием Вороновым, заставляют задуматься: к примеру, в 2007 году по ИВК из 179 стран Казахстан оказался на 150-м месте. А чем ближе страна к концу списка, тем она более коррумпирована. По данным этого рейтинга, индекс ниже 3 является угрожающим для страны, а самый безобидный индекс равен 10. То есть оценка в 10 баллов означает, что в стране коррупции нет. А у Казахстана эта цифра достигла 2,1. "О неблагополучном состоянии свидетельствуют элементарные и очевидные факты, - утверждает Воронов. - Так, если раньше "сесть" за получение взятки считалось постыдным, то сейчас все наоборот: обойти закон, не заплатить налог, подкупить чиновника считается заслугой". Виталий Воронов дает следующее определение коррупционному преступлению: "получение взятки за совершение действий - законных или незаконных, при которых используются служебные полномочия в личных интересах". "Общество перестало ориентироваться на принципы нравственности, - считает Воронов. - Ведь власть может оперировать нравственностью и говорить с обществом о соблюдении закона лишь в том случае, если сама соблюдает эти законы. Когда наблюдается безответственность власти, вопросы нравственности отпадают сами собой. Всякий раз, когда обостряется борьба с коррупцией, общественное мнение переключают на проблему, порой созданную искусственно. Эта проблема становится объектом пристального внимания, тем самым отвлекает народ от реальных ситуаций и фактов. В 1998 году был принят Закон "О борьбе с коррупцией", а после него было Послание Президента, из которого внимание привлекли три фразы: первая - в этой стране ничего не делается без коррупции; вторая - мы объявляем беспощадную борьбу с коррупцией и третья - прошло время безнаказанности. Однако существование коррупции признали ещё в 1992 году, когда был издан Указ по борьбе с коррупцией. То есть в течение 6 лет признавали существование системной коррупции, и объявили ей борьбу, а до этого никакой борьбы не было. С тех пор прошло уже 10 лет, но проблема до сих пор актуальна". По мнению Воронова, специфика казахстанской коррупции в том, что она приобрела статус профессиональной. Иными словами, чиновники ходят на работу не выполнять свои служебные обязанности, а для того, чтобы получать нечто помимо зарплаты. "И если во всем мире коррупция - это подкуп власти за деньги, то коррупция в нашей стране - способ зарабатывания денег на власти, - говорит Виталий Воронов. - В Российском кодексе есть четкое разделение степени взяточничества. Всегда существовало лихоимство и мздоимство. Мздоимство - это принятие мзды свыше того, что полагается, а лихоимство -это создание препятствия действиям других, приносящее препятствующему деньги. Служащие наших государственных органов - это, в большинстве своем, лихоимцы. У нас проблема не в законодательстве, а в практике его применения". Рисунок с сайта http://korrupciya.ru