Казахстанцы пересчитывают свои денежки – стартовала новогодняя гонка по магазинам. Как показывает ежегодная статистика, рост розничных продаж перед праздником составляет более 30 процентов. Треть розничных продаж приходится на Алматы и Астану. Понятно, что в этот период начинается отчаянная битва продавцов за наши кошельки. Импортеры затаривают склады за три месяца до волшебной даты, отечественные производители за полгода начинают разрабатывать стратегии проникновения на полки супермаркетов, чтобы хоть как-то перебить покупателя у иностранных. Но в этот праздник я решила сразу отдать победу нашим.
Все началось с патриотичной нотки и блеска в глазах, но по мере закупа мой энтузиазм потихоньку иссякал. В голове все чаще появлялись мысли: “И что, даже эту “фигню” мы не производим? Но это же так просто!”.
Елки-палки
Начала я с главного символа Нового года – елки. На базарах идет бойкая торговля, елочки “стандарт” 1,5 метра стоят от 5 тысяч и выше, производство – Китай. Если хотите качественную, придется выложить в два раза больше. В основном эта ниша забита искусственными хвойными красавицами из России, Беларуси. Я попыталась найти среди всего этого леса хотя бы одну-единственную казахстанскую елку. Но продавцы разводили руками: такого у нас не делают.
Возможно, наш несчастный производитель просто не в состоянии пробиться на самые “горячие” торговые ряды? Ведь известно про всякие “входные”, в частности, плату за возможность продавать свой товар на тех же базарах и в супермаркетах, которые в канун Нового года становятся вообще неподъемными. Надо искать в Интернете. Но и там – тишина. Зато активно ведут работу перекупщики. В одну из самых крупных компаний, которая поставляет елки не только обычным гражданам, но и вхожа в акиматы и министерства, я дозвонилась, чтобы узнать, ну где же она, наша – отечественная. На том конце провода мне объяснили, что искать казахстанские искусственные елки бесполезно. Дескать, есть небольшие конторки, которые под тендеры делают елки, но назвать их стопроцентно казахстанскими нельзя, искусственную хвою они все равно закупают в Китае и России. А здесь делают только каркас и сборку, ну прям как в отечественном автопроме.
Но одно дело – сложное технологичное производство, и другое – пластиковая ветка. Почему эти элементарные вещи не производят? Ответить на этот вопрос владелец компании по продаже елок не смог. Вроде и элементарно все, Ватсон, но зачем лишние хлопоты, когда можно купить готовое... Не удалось найти мне и местные блеск, дождик и прочую атрибутику.
Тысячи долларов утекают из карманов казахстанцев импортным производителям. Я узнала, для того, чтобы поставить линию по производству хвои, нужно всего-то 25–30 тысяч долларов и побольше… пластикового мусора. Рентабельность – 100 процентов. А сколько пользы! Идея – супер. В общем, решила заняться этим бизнесом. Ведь должен же хоть кто-то производить казахстанские елки. Но это планы на следующий год, а пока мне предстояло обежать еще много торговых рядов в поисках всего необходимого для проводов этого года.
Подарки – только эксклюзив
Наши граждане готовы потратить на приобретение подарков к предстоящему празднику 15 240 тенге. Таковы итоги соцопроса, проведенного специалистами СК “Kompetenz” в преддверии наступающих новогодних праздников. Умножьте эти суммы на количество граждан, и вы охнете, сколько же денег уходит производителям, которые ведут бизнес в этой нише. Как выяснилось, львиная доля от этого “куша” достается опять-таки китайским, российским и киргизским бизнесменам. Опрос показал, что большинство казахстанцев (18 процентов) планируют дарить детские игрушки, 15 процентов – кондитерские изделия и конфеты, 12 процентов – парфюмерные и косметические средства, 10 процентов – бытовую технику и современные гаджеты, 5 процентов – подарочные сертификаты, 2 процента – украшения и драгоценности. Сколько в этих группах товаров местного производства?
Казалось бы, надо рвать, метать и срочно налаживать массовое производство хотя бы игрушек, подарочков. Но в республике этим рискуют заниматься лишь единицы, и те производят штучный товар, эксклюзивный, а значит, дорогой.
– Мы продаем наши товары в основном на новогодних ярмарках, это хендмейд, – рассказала мастерица Лидия НАЙДЕНОВА. – И здесь можно найти все, начиная от ручной работы шаров, подарочных бутылок шампанского с применением техники декупаж, эксклюзивного мыла в форме елочек, керамических поделок, войлочных…
Правда, прибыль от такой торговли на самом деле небольшая, признаются мастера хендмейда, превратить его в бизнес непросто, для многих это так и остается хобби с небольшой выручкой. Ведь на рынке наших теснят соседи из Киргизии и Узбекистана, которые демпингуют и производят “штучный товар” массово в отличие от наших умельцев. Да и участие в самой выставке стоит денег, за три дня нужно выложить до 70 тысяч тенге.
Киргизские шреки и китайские алдар-косе
Ну и, конечно же, какой новогодний праздник без костюмов. Семьи, в которых есть дети, ежегодно вынуждены выделять на эту статью расходов около 3–5 тысяч тенге на одного ребенка. В детских садах, школах идут утренники, и без костюма – никак, а надевать два года подряд одно и то же не получится. Казалось бы, это товар одного дня! Но продажи просто колоссальные. На базарах у лотков со шреками, человеками-пауками – очереди тревожных мам и пап. В основном эту нишу у нас на прилавках заняли товары опять-таки из Киргизии и Китая. Они же отшивают казахские народные костюмы на Новый год для детей.
Почему наши производители не делают их, мы спросили у председателя Ассоциации легкой промышленности РК Любови ХУДОВОЙ.
– Новогодние костюмы может сшить на самом деле любое предприятие, но наши делают это, только если будет заказ. На рынок казахстанские компании не шьют. Ведь он имеет ограниченную потребность, и никто не рискует.
Но возникает вопрос: почему же тогда рискуют те же киргизские производители и срывают куш?..
– Киргизы пытаются занять все ниши, это их стратегия. Они лезут везде. При этом используют синтетические ткани, мы вообще не знаем, из чего они шьют, насколько это безопасно. Никаких сертификатов нет, проверок тоже. Другой вопрос, киргизское ли это производство или они просто перемаркировывают китайскую продукцию через свою свободную экономическую зону и заваливают нас? Низкие цены на эти костюмы дают повод подозревать, что товар этот заходит нелегальными путями, по кубам. Если шить этот костюм у нас в Казахстане, из сертифицированных тканей, платя налоги, это сразу же делает товар дороже на 25–30 процентов. Если делать все по правилам, цена будет намного выше. Поэтому даже если наши предприниматели захотят этим заняться, то будет невыгодно, они не смогут конкурировать с завозным теневым дешевым товаром. У нас до сих пор импортный теневой товар чувствует себя хозяином на нашем рынке, а наши предприниматели вынуждены выживать.
Фейерверки и петарды – взрыв кошелька
Еще одна весомая статья расходов – покупка пиротехники. Объем рынка этой категории товаров исчисляется миллионами. Но точной статистики нигде нет. Причина в том, что здесь слишком велика доля теневого импорта. Только в ходе разовых рейдов надзорно-контрольные органы изымают тонны незаконной пиротехники. Мы дозвонились в одну из крупнейших казахстанских компаний, которая занимается продажей салютов. Там нам рассказали, почему, на их взгляд, нет производства в Казахстане.
– Да, это весьма прибыльное дело, и Китай уже много лет удерживает лидерство на рынке, при этом во всем мире. Он заваливает своей продукцией не только Казахстан. Создание пиротехники – это очень серьезный процесс, возможно, делать петарду и несложно, но нужны сертификаты безопасности, масса требований. Я думаю, в нашей стране просто никто не захочет с этим связываться, – рассказал сотрудник компании Даурен ДЮСЕНБАЕВ.
Подсластили статистику
После всех разочарований в поисках отечественного товара для Нового года я наконец добрела до кондитерских изделий. И тут есть чему порадоваться. Наши сладкие новогодние подарки держат лидерство на рынке, хотя их и поджимают российские конфеты. На кондитерском рынке стран ЕАЭС мы занимаем второе место после россиян, зато обгоняем белорусов. Производство шоколада и кондитерских изделий в 2014 году составило более 100 тысяч тонн. Традиционные “шоколадные” области республики – Костанайская, Алматинская, но больше всего сладостей производят в Алматы и Астане. О том, как обстоит дело с новогодними сладкими подарками, нам рассказала президент Ассоциации кондитеров Лариса КОНСТАНТИНИДИ:
– На фоне экономических и политических событий ситуация на нашем рынке стала более благоприятной для отечественного производителя. Стало меньше идти на рынок украинских конфет, российских (раньше они занимали 70 процентов в объеме импорта). Это дает возможность нашим производителям отвоевать часть рынка, которая была упущена за прошлые годы. Потенциальные возможности у фабрик есть, сейчас они используют мощности наполовину. Имеются у нас и предприятия, которые вообще прекратили свое существование в прошлые годы. Сейчас есть шанс для наших бизнесменов. Но по-прежнему импорт превалирует в некоторых областях, например в Актюбинской.
В целом же по стране местные производители занимают 61 процент рынка. Сейчас делается упор на продукцию премиум-класса в оригинальных дорогих упаковках, именно такую стараются покупать к новогоднему столу. Идет тенденция к увеличению нашей доли именно в этом классе продукции.
Даже если зайти в обычный супермаркет, сразу видно, что сегодня на полках много наших новогодних подарков, раньше их даже видно не было. Крупные компании пытаются поддерживать отечественного производителя, делают массовые заказы на утренники, и это большое подспорье. Новый год – это главный сезон для производителей. В ноябре, октябре производство увеличивается на 30–50 процентов, предприятия переходят на двойную рабочую смену, и именно этот сезон дает основную прибыль.
Градус тоже привозной?
При подготовке новогоднего стола мы, конечно же, не могли обойти тему увеселительных напитков. Поднять тост, когда часы двенадцать бьют, и загадать желание – это для многих традиция. Но что будет в бокалах казахстанцев – наше отечественное или опять импорт? Найти ответ на этот вопрос нам помог президент Ассоциации добросовестных производителей и продавцов алкогольной продукции Казахстана “КазАлко” Амиржан КАЛИЕВ.
– Понятно, что на новогодний стол стараются ставить самое лучшее. Но немаловажным фактом является приемлемая цена. Что будет на столах у казахстанцев? Вполне вероятно, что наша отечественная водка. Так как 75 процентов водочного рынка занимает наш местный продукт и лишь 25 процентов – импорт. При этом у нас в этом сегменте есть продукция премиум-класса. Но не все пьют этот напиток, если граждане захотят виски, то оно почти все завозное, в основном из Европы. Коньяк? Тут шансы равны, по нему мы занимаем лишь половину рынка. Что касается винной продукции, несмотря на то что мы производим вино, 60–70 процентов – завозной товар. И дело в том, что грузинское и молдавское вино более приемлемо по цене, и ему часто отдают предпочтение. Хотя многие казахстанцы любят именно наше вино и готовы в Новый год заплатить немного дороже.
P. S. Подводя итоги своего предпраздничного марафона по базарам и супермаркетам, я могу сказать, что казахстанскому производителю еще есть куда расти и развиваться. Сколько бизнес-идей можно воплотить! Пока же приходится отдавать львиную долю новогоднего бюджета импортерам… Но есть и позитивчик. Радует, что оливье можно настругать из всего отечественного, хотя горошек и жестковат.
Алматы