Иммунитет – твой защитник

В драматическом телефильме 1976 года "Под колпаком" рассказывается история о мальчике с редкой неизлечимой болезнью иммунной системы, в результате которой он должен постоянно находиться в стерильной атмосфере, поскольку его организм не способен противостоять инфекциям. Хотя это заболевание – тяжелый комбинированный иммунодефицит (SCID) – крайне редкое, оно все же встречается примерно один раз на 100 тысяч рожденных младенцев.
Трансплантация костного мозга от подходящего донора – брата или сестры – является единственным возможным лечением для пациентов с SCID, однако совсем недавно генная терапия также дала многообещающие результаты.

Микробная теория болезни, которая правильно утверждает, что микроорганизмы вызывают некоторые заболевания, получила известность в XIX веке. А до появления этой теории почти две тысячи лет в мышлении западных медицинских светил доминировала гуморальная теория. Это показавшее свою несостоятельность учение о "соках" утверждало, что человеческий организм состоит их четырех жидких субстанций, или гуморов: крови, желтой желчи, черной желчи и слизи (флегма), которые могут служить причиной болезни либо здоровья в зависимости от их соотношения, избытка или недостатка. Лечение болезней, например, кровопускание, фокусировалось на попытке восстановить жидкостный баланс.

Первая вакцина была разработана в конце XVIII века, но люди осознали важность иммунитета задолго до этого.
Во время эпидемии оспы в Афинах в 430 году до нашей эры греки заметили, что те, кто раньше выжил во время эпидемии этой болезни, не подхватили ее во второй раз. На самом деле, этих оставшихся в живых часто призывали заботиться о больных оспой, сообщалось в статье 1998 года в международном журнале "Инфекционные болезни".
В Х веке китайские целители начали вдувать сухие корочки оспы в нос здоровых пациентов, которые потом болели легкой формой болезни, и поправившиеся пациенты стали стойкими к оспе. Эта практика, которую назвали вариоляцией, или прививкой, распространилась в Европе и Новой Англии в 1700-х годах.

Ты часто слышишь, что бактерии, вирусы и грибы являются причиной симптомов болезни, но это технически неверно. Симптомы болезни иногда случаются потому, что твоя иммунная система реагирует на микроорганизмы.
Например, возьми обычную простуду. Твоя иммунная система вступает в действие, когда риновирус оккупирует эпителиальные клетки в твоем респираторном тракте. Химические вещества иммунной системы – гистамины, расширяют кровеносные сосуды и улучшают их проходимость, давая возможность белкам и белым кровяным клеткам достигать инфицированных эпителиальных тканей. Однако воспаление кровяных сосудов в твоей носовой полости вызывает закупорку носа.
Вдобавок ко всему у тебя может начаться насморк из-за усиленного истечения жидкости из проницаемых капилляров, в сочетании с обильной выработкой слизи, вызванной гистаминами.

Здоровая иммунная система необходима для того, чтобы отбить атаку простуды, гриппа и других заболеваний. Однако исследования нескольких последних десятилетий постоянно показывают, что недостаток сна подавляет способности иммунной системы отражать болезнь, например, замедляя рост клеток под названием Т-лимфоциты. Даже одна ночь плохого или короткого сна может ослабить иммунную систему, уменьшив число натуральных клеток-убийц.
Более того, исследования 2012 года предполагают, что вакцины могут быть менее эффективны для людей, которые ночью спят менее шести часов, возможно, потому, что лишение сна ведет к ослаблению реакции иммунной системы.

В 1700-х годах вариоляция стала стандартной практикой в западном обществе. Эта техника по-прежнему иногда убивала людей, но уровень смертности, связанный с вариоляцией, был в 10 раз ниже уровня, ассоциирующегося с развившейся оспой, сообщалось в журнале Университета Бэйлор за 2005 год.
В это время стали распространяться истории, что доярки не заболевали оспой, если они прежде страдали коровьей оспой. Более того, уровень смертности от коровьей оспы был значительно ниже, чем от вариоляции.
Эта информация привела английского доктора Эдварда Дженнера к гипотезе, что коровья оспа защищает от ветряной оспы и что коровью оспу можно преднамеренно распространить среди людей, чтобы спасти их от ветряной оспы.
Поэтому в мае 1796 года Дженнер разработал первую вакцину против оспы. Он нашел молодую доярку со свежими пораженными коровьей оспой участками на руках, собрал с ран гной и ввел зараженный материал 8-летнему мальчику. У ребенка развились слабые симптомы, включая повышение температуры и потерю аппетита, но он быстро выздоровел. Через несколько месяцев Дженнер ввел мальчику вязкую слизь от свежих оспенных ран – у ребенка не появилось никаких симптомов.

Аутоиммунное заболевание – это нарушение, при котором естественные защиты организма становятся гиперактивными и начинают атаковать здоровые ткани, будто они иноземные захватчики. Примеры аутоиммунных заболеваний: ревматоидный артрит, глютенчувствительная целиакия и псориаз.
Однако мужчин и женщин эти нарушения поражают не одинаково. Примерно 5–8 процентов американского населения имеет аутоиммунное заболевание, и около 78 процентов из них – женщины.

Человеческий организм является домом для миллиардов бактерий, которые численно превосходят наши собственные клетки в отношении 10 : 1. В желудочно-кишечном тракте эти микробы часто бывают полезными, поскольку помогают процессу пищеварения и синтезируют витамины В и К. Но исследования также показали, что наши кишечные бактерии помогают нашей иммунной системе и нашему здоровью различным образом.
Например, полезные бактерии не дают патогенным (вызывающим болезнь) бактериям пустить корни в наших эпителиальных и слизистых тканях. Также эти симбиотические бактерии тренируют иммунную систему лучше распознавать вызывающие болезнь патогены и безобидные антигены, которые могут помочь предупредить развитие аллергии.
Точно так же "полезные" бактерии могут влиять на чувствительность иммунной системы к антигенам, потенциально помогая предотвратить аутоиммунные заболевания.
Эти бактерии производят полезные антитела и стимулируют выработку кишечных протеинов, заставляющих иммунную систему восстановить внутренние повреждения.

Долгое время ученые знали, что солнечный свет, особенно ультрафиолетовая радиация, может подавить реакцию иммунной системы на бактериальную, вирусную и грибковую инфекцию. Достаточно всего 30–50 процентов от требуемой дозы УФ, чтобы вызвать едва заметный солнечный ожог.
В то же время солнечный свет заставляет организм вырабатывать витамин Д. Недавние исследования ученых предполагают, что Т-лейкоциты не активизируются, если обнаруживают в крови лишь небольшое количество витамина Д. В добавление к этому другие исследования полагают, что витамин Д стимулирует выработку антимикробных пептидов в коже – эти соединения помогают защитить организм от новых инфекций.

 Иммунная система постоянно работает, защищая тебя от болезней и борясь с уже имеющимися у тебя инфекциями, поэтому ты, должно быть, считаешь, что ее солдаты – белые кровяные клетки – составляют большой процент в твоей крови.
Однако это не так. Белые кровяные клетки составляют лишь 1 процент клеток в 5 литрах крови взрослого организма. Но не волнуйся, этого более чем достаточно, чтобы справляться со своей работой: в каждом микролитре крови содержится от 5 до 10 тысяч белых кровяных клеток.

Существует два одинаково важных аспекта иммунной системы: наследственный и приобретенный иммунитет. Наследственная иммунная система состоит из клеток и протеинов, которые всегда готовы отразить микроорганизмы очага инфекции. Приобретенная иммунная система вступает в действие, когда патогены окружают естественных защитников.
Беспозвоночные животные, как правило, не имеют наследственного иммунитета, который есть у позвоночных. Но в конце XIX века русский биолог Илья Мечников открыл, что у беспозвоночных все же есть наследственная иммунная система.
Однажды вечером в декабре 1882 года Мечников проткнул личинку морской звезды шипом розы. На следующий день он обнаружил огромное количество крошечных клеток, пытающихся заглотнуть шип.
Важно то, что морская звезда практически не изменилась с тех пор, как эволюционировала около 500 миллионов лет назад, задолго до того, как появились позвоночные животные – это говорит о том, что наследственная иммунная система имеет очень древние корни.
Live Science.
Перевод И. ХАДЖИЕВОЙ