Для женщин по всему Казахстану худо-бедно работают кризисные центры, где они могут получить временное пристанище. По республике их около 24, каждый год туда обращается где-то 32 - 33 тысячи пострадавших женщин.
Что касается детей, то в случае, когда их дома избивают, или родители умерли, а позаботиться некому, и обратиться они не знают куда. В Алматы есть приют для детей, рассчитанный на 14 человек, чтобы туда попасть нужно собрать кучу бумажек, то есть реально организация не может оказать помощь моментально. Получается, что дети, оставшиеся наедине со своими проблемами, могут рассчитывать на себя и на удачу. Куда же смотрит школа? Увы, на нее уповать не приходится.
Когда я училась в школе, в моем классе был мальчик Ваня, у которого умерла мама еще в раннем детстве. Долгое время он жил с отцом, любителем прикладываться к стакану. В классе 9 или 10, точно не помню, его отец умер. Позаботиться о мальчике было некому. Несовершеннолетний подросток сам ездил в морг, организовывал похороны. Только сейчас у меня возникает вопрос, как могли ребенку отдать тело умершего отца? Тогда ни школа, ни тем более мы, одноклассники, над этим не задумывались. Мы только знали, что Ваня опять не ходит в школу. А когда он пришел, мы лишь дежурно осуждали за очередные прогулы. Сейчас мне стыдно за столь страшное равнодушие, однако сказать, что в этом виноваты мы, школьники, не могу, ведь мы находились под давлением холодного равнодушия классного руководителя. Что уж греха таить, по большому счету именно учителя в школе формируют отношение к проблемам и к конкретным людям. Однако страшная история Вани не закончилась на этом. До последнего класса он продолжал жить один в доме, который успел даже частично сгореть. Сейчас мне не понятно, на какие средства подросток существовал самостоятельно. А тогда, если честно, это никого не волновало. История с этим мальчиком закончилась все же хорошо, как в сериале. К концу одиннадцатого класса непонятно откуда нашлась тетя Вани, которая стала о нем заботиться.
Возможно, кто-то подумает, что автор статьи училась в какой-то колонии. Нет, это была обычная городская средняя школа. Указывать ее номер не вижу смысла, так как сейчас там работает другой директор, да и классная наша уже не трудится.
Невыдуманная история с моим одноклассником классически подходит под определение "социальное сиротство", которое сейчас не снижается, а скорее приобретает массовость. По информации Жансеита Туймебаева, министра образования РК "в государственные учреждения системы здравоохранения, образования и социальной защиты продолжают поступать брошенные дети, и те, чьи родители лишены родительских прав. По данным органов внутренних дел за девять месяцев текущего года поставлены на учет 7 415 неблагополучных семей, лишены родительских прав 815 взрослых".
Страшно, что дети, будучи брошенными, не могут найти временное пристанище, но, похоже, в отношении алматинских детей это может измениться. И вот почему. 20 июня 2008 года в поселке Алатау по улице Ынтымак угол улицы Таулысыздык состоялась закладка трехэтажного "Дома социального равенства" для детей и подростков. Данный проект поддержан НДП "Нур Отан", Социальным Советом Мажилиса Парламента, лидером Партии партиотов, сенатором Гани Касымовым.
Первоначальная инициатива создания такого дома принадлежит Рене Курбановой Балыковой, директору общества "Детство без границ" Одна из самых важных задач этого проекта: создание приюта для детей и подростков, пострадавших от домашнего насилия, беспризорников, убежавших из семьи по другим причинам и т.д. По мнению Рены Курбановны такой дом окажет помощь подросткам, которые испытывают трудности в общении со сверстниками, педагогами и родителями. Обратившиеся ребята смогут получить навыки социальной адаптации, которые откроют им дорогу в новый мир. В случае необходимости ребята смогут некоторое время жить в приюте, пока не будут решены их проблемы. Помимо временного проживания, в приюте будут: реабилитационный центр, информационная служба, каникулярный лагерь для нуждающихся детей, мастерские, компьютерный клуб, библиотека и многое другое, что поможет ребятам из неблагополучных семей получать, совершенствовать новые знания и навыки. В принципе уже многие организационные вопросы продуманы, даже найдены люди, которые будут обеспечивать транспортные перевозки детей до места нахождения Дома.
Однако, как быстро будет построен дом социального равенства пока не известно. Само здание строится на средства, полученное от спонсоров. Еще непонятно кто и на какие средства будет проводить отделочные работы, висит в воздухе вопрос о подводе коммуникаций и т.д. Одним словом, еще очень много нужно чтобы алматинские дети смогли найти защиту и пристанище в случае необходимости. Если кто-то решит принять участие в этом благом деле, всю необходимую информацию можно получить по телефонам 269-85-32 и 8-777-240-21-95.
Рисунок сайта www.detstvo.ax3.net