Ильяс ИСПАНОВ: В перспективе мы придем к электронному правосудию

– Высокие технологии – это замечательно, но пока даже видеокамерами в судах оснащены не все залы заседаний. Особенно в регионах.

– Система аудиовидеофиксации – это очень важный инструмент, который позволяет контролировать весь судебный процесс: поведение судьи, показания свидетелей, ходатайства адвокатов. Впервые в судебной системе Казахстана аудио- и видеофиксаторы были использованы в 2007 году. Тогда за счет средств Всемирного банка было закуплено аналоговое оборудование и проведен пилотный проект в уголовном суде Медеуского района Алматы. Сегодня используются уже цифровые камеры, которые позволяют значительно упростить поиск нужной информации в записанных файлах. Судья, обвиняемый, прокурор, адвокаты – каждый говорит во время процесса на свой микрофон, при этом секретарь ставит метки и составляет короткий протокол, в котором указывает, в какую минуту, кто и о чем говорил. Это нужно, чтобы потом в файле можно было легко найти запись любого участника процесса.

Аудиовидеофиксация сейчас интегрирована в информационную систему судебных органов. Когда судья выносит определение о назначении процесса, он сразу указывает время, дату и зал, чтобы участники судебного процесса знали и приходили к этому времени. Но чтобы это обеспечить, зал должен быть освобожден к этому моменту, чтобы другие судьи не проводили там заседания.

– Адвокаты ворчат, что 80 процентов своего рабочего времени им приходится проводить в коридорах судов в ожидании, потому что график судебных заседаний не соблюдается.

– Это действительно проблема, но благодаря новой системе она должна решиться. Из 1 413 залов по республике сегодня примерно 69 процентов залов имеет аудио- и видеофиксацию последнего стандарта. Какая-то часть – это модернизированное аналоговое оборудование, которое закупалось в прежние годы. Оно работает без подключения к базе, без цифрового сохранения. Его не выбрасывают, а совершенствуют.

Системой аудиовидеофиксации оснащены в основном суды первой инстанции, их у нас 556. В областных судах, где происходят апелляция и кассация, тоже ее установили, но это всего 16 зданий по республике. К 1 января 2016 года уже все судебные заседания в стране будут проводиться с использованием этой техники.

“Судебный кабинет” в помощь

– Прикладной вопрос. Я – участник процесса и хочу взять видеозапись. Каким образом я могу ее получить?

– Можете получить на диске, обратившись с ходатайством к судье. Другой способ еще проще: вы можете, как и любой гражданин, зарегистрироваться на нашем сайте sud.kz, где есть специальный сервис “судебный кабинет”. Параллельно мы разработали мобильную версию электронного “судебного кабинета”, через которую можно бесплатно получить всю информацию о процессе: уведомления о дате судебного заседания, ходатайства адвокатов, постановления суда, доступ к файлам процесса. Сейчас к этому добавляем все виды судебного документооборота, в том числе апелляции, кассации, надзорной инстанции. Даже государственную пошлину оплачивать можно на этом сервисе и соответственно скачивать запись судебного процесса.

За девять месяцев таким образом поступило более 353 863 заявлений. В “судебном кабинете” вы можете получить и судебное решение. А если вы не согласны с ним, можете там же сразу оформить апелляционную жалобу на решение суда первой инстанции, и в течение 3 минут получите уведомление о том, что документ зарегистрирован под таким-то номером. Адвокат Аманжол Мухамедьяров недавно в “Фейсбуке” писал, что, находясь за рубежом на семинаре, постоянно пользовался этим “судебным кабинетом”: сдавал апелляционные жалобы в астанинский суд, эти жалобы были зарегистрированы, и даже были процессы.

Кстати, в мобильной версии “судебного кабинета” мы разработали календарь участников судебного процесса. Соответственно к тем, кто зарегистрирован, а это более 26 тысяч человек, будет приходить календарь заседаний. При этом судья будет знать, есть ли накладка у адвоката. Если у него назначен процесс на это время, к судье будет приходить уведомление о том, что адвокат по этому делу не может приехать. Там же защитник сможет написать ходатайство о перенесении заседания в случае уважительной причины – болезни, командировки, отпуска. И тогда ни у судьи, ни у адвоката, ни у фигурантов дела не будет повода часами ждать судебного процесса.

Фемида по удаленке

– Сейчас есть возможность участвовать в суде удаленно, по скайпу?

– К этому мы идем. Но нужно понимать, что скайп – это незащищенный канал. Конечно, мы практикуем удаленное участие, когда лица, участвующие в процессе, не являются основными фигурантами дела. Есть свидетели, которые не могут приехать. Были процессы, когда свидетели из Чечни участвовали в судах. Очень распространено рассмотрение дел об условно-досрочном освобождении, когда человек, находясь в местах лишения свободы, не может приехать на рассмот­рение, а этапировать его, к примеру, из Восточного Казахстана в Астану, чтобы он полчаса в суде поучаствовал, – это очень накладно. Или бывают процессы, когда заключенные проходят по другим уголовным делам, доследования идут. Тогда мы проводим видеоконференцию. Она адаптирована под нашу систему, и сервер в отличие от скайпа находится у нас. Но в перспективе мы придем к электронному правосудию.

– Вся система КУИС обеспечена необходимым для этого оборудованием?

– Сегодня из 97 исправительных учреждений КУИС около 60 имеют каналы связи, и с ними мы работаем в рамках электронного документооборота, связанного с подачей исковых заявлений, жалоб, ответов. А под процессы нужно оборудовать специальные помещения, туда устанавливаются телевизор и видеокамера. Таких процессов мы уже около 20 провели в Астане и Алматы. В этих городах это очень актуально из-за пробок на дорогах и большого количества людей, которых нужно привозить из разных учреждений. Только в Алматы в день используется 9–10 единиц автотранспорта, они не успевают. Теперь мы им предлагаем помещение, связь и оборудование, которое мы можем совместно устанавливать.

В будущем мы также планируем работать с крупными юридическими фирмами, которые оказывают представительские услуги. Чтобы не ходить в суд, адвокаты смогут у себя сделать кабинеты и удаленно участвовать в судебных процессах.

– Процесс без личного участия адвоката?

– Вы же сами сказали, что 80 процентов времени они ждут в коридорах судов. Так вот чтобы не ждали, а спокойно работали.

– В итоге мы придем к такой форме судебных заседаний, где будут присутствовать только судья и прокурор, а все остальные будут участвовать в процессе из дома, офиса или тюрьмы?

– Почему бы нет? Если все стороны с этим согласны, это будет идеально для всех. И прокурор может участвовать со своего места работы.

– В связи с этим вспомнилось дело Алиби Жумагулова. Он уехал на лечение за рубеж и оттуда имел возможность выходить на связь, почему не была использована такая система?

– Он знал про процессы, но уехал, не уведомив об этом суд. Он же знал, что является потерпевшим, что судебные процессы проходят. Но это другой вопрос. Конечно, если бы эта система у нас уже работала, то он, находясь где угодно, хоть в той же Корее, мог бы подключиться и дать показания дистанционно. Но пока мы еще не практикуем, чтобы человек участвовал в процессе, находясь в аэропорту, на море или у себя на даче. Куда его подключить? К какому устройству? К его телефону?

– Есть еще ноутбук...

– Пока мы этого не делаем с частными лицами. Не у всех есть доступ к Интернету. Кроме того, этой ответственности люди должны еще научиться.

Добро пожаловать в суд!

– Как работает система СМС-оповещения участников судебных процессов?

– Человек, хоть раз столк­нувшийся с судом, может дать согласие на СМС-уведомление. В базе сохранятся его данные, и мы автоматически будем отправлять ему СМС в том случае, если на него подали в суд. Соответственно он сможет ознакомиться с этим иском на сайте Верховного суда. Для чего нужно ввести логин и пароль, который будет значиться в СМС. Если человек дал согласие получать СМС-уведомления, то он считается достаточно уведомленным, и в случае его неявки в суд можно будет выносить заочное решение.

– А если он не участвовал ранее в судах и согласия на СМС не давал?

– Тогда мы уведомляем его в соответствии с иском, где указаны данные, – адрес и телефон. В случае нереагирования на СМС-сообщение мы отправляем извещение с уведомлением о том, что человек получил копию иска.

– Цена вопроса?

– 370 тенге за бумажное извещение с уведомлением и 3,7 тенге за СМС-уведомление, то есть в 100 раз меньше. Соответственно бумаги вы можете сами за себя распечатать. В прошлом году мы отправили около 900 СМС-уведомлений, за 9 месяцев текущего года уже 5,8 миллиона.

– А сколько судебных заседаний в год проходит в стране?

– Около 1,6 миллиона судебных дел и материалов: арест, санкционирование и так далее. И каждый процесс – это 3–5 заседаний. Плюс на каждом заседании может быть две стороны, а может быть десять, поэтому суд старается оповестить всех участников СМС-сообщением. Таким образом, только за этот год за счет сокращения почтовых расходов мы сэкономили около 200 миллионов тенге. Эти средства мы перенаправляем на развитие информационных технологий.

Подводит “Казпочта”

– Почтовые уведомления – это отдельная история. Некоторые получали письма с приглашением на процесс через 2 недели после того, как заседание уже состоялось. Кто-то за это отвечает? Учитывая, сколько процессов проходит в стране, на почтовые услуги тратятся сотни миллионов бюджетных тенге...

– Секретари судебных заседаний – это ответственные лица, которые отвечают за правильность и организацию судебного процесса. То, о чем вы сейчас сказали, – это комплекс недоработок со стороны судьи, секретаря и особенно “Казпочты”. Казахстанская почта действительно получает от нас большие заказы по оповещению сторон судебных процессов, соответственно, мы должны их штрафовать за несвоевременное уведомление, доставку нашей почты, что предусмотрено договором.

– Почему сейчас не штрафуете?

– Будем. Но лучше постепенно автоматизировать их услуги, благо технологии это позволяют.

Астана