– За последние дни я во многих городах побывал, – рассказал Илья Ильин при встрече во время короткого пребывания в Алматы. – Был в Астане, Кызылорде, Атырау. Заезжал в Европу: в Карловы Вары, в Германию друзья приглашали, а в Ницце посмотрел, как жена устроилась. Условия там мне понравились. Меня во Францию Саша Винокуров звал в гости. Жаль, не увиделись – я там всего два дня был.
– Нынешний образ жизни нравится больше, чем ежедневные тренировки?
– У меня есть хорошее качество – быстро приспосабливаться к любым условиям. Я и от муторных тренировок получаю удовольствие. Вообще, наслаждаюсь жизнью. Она должна быть разнообразной. Если постоянно работать, то можно просто сломаться. Надо книжки читать, интервью давать, уметь вести себя перед камерой, правильный этикет соблюдать. Тем более, когда осознаешь, что на тебя смотрят, равняются.
– Сегодня ты кумир для многих. А кто был примером для тебя?
– Кумиров как таковых я себе не строил. Может, потому, что я по природе своей индивидуалист. Есть люди из мира спорта, которых я уважаю и на чью технику смотрел с открытым ртом. К примеру, трехкратный олимпийский чемпион Халил Мутлу, с которым я знаком.
– А остались люди, с кем очень хотел бы познакомиться?
– Конечно. К примеру, с Иваном Охлобыстиным. Он мне нравится как актер. И человек он интересный, как мне кажется. Очень хотел познакомиться с Владимиром Владимировичем (Путиным. – Прим. ред.). Долго ждал с ним встречи, и в октябре, когда в Москве отмечали 20-летие дружбы независимого Казахстана и России, нас познакомил Нурсултан Абишевич (Назарбаев. – Прим. ред.). Как я был счастлив! Вот это уважаемые люди, на которых надо равняться. Теперь хочу с Дмитрием Анатольевичем (Медведевым. – Прим. ред.) познакомиться. Еще я недавно петь начал. Не сильно пою, но люблю. Думаю, с Лепсом спеть. Такие у меня причуды.
– Со стороны кажется, что на помосте тебе все легко удается, и ты побеждаешь исключительно за счет таланта…
– Это не так. Я вкладываю столько труда, сколько требуется вложить для победы. Не побоюсь показаться нескромным, но я работаю за троих. Ни один штангист не выдержит моих нагрузок, моего темпа. Я всегда отрабатываю на тренировках весь намеченный план плюс еще 5–10 процентов. Это моя система, которая дает хороший результат.
– Пла н подготовки к Олимпиаде-2012 сам разрабатывал?
– Не только. План писали вместе я и мои тренеры Ержас Болтаев и Тойшан Бектимиров. Как говорится, сели на берегу, договорились – и вперед. В Ержасе я вижу будущее тяжелой атлетики. Думаю, что он может вести большую команду. А я уже взрослый человек, который может сам подстраивать программу под себя. План – не догма. По ходу ненужное убирали, новое добавляли. Получился шедевр. Выбили сто из ста – просто поразительно!
– В сборной к твоему мнению не прислушивались?
– Тренеры гнули свое, нас не слушали. Энвер Туркелери – замечательный специалист, но и мы стали взрослее, наше мнение нельзя было игнорировать. Тренеры думали решить вопрос по старинке – наехать на зазвездившегося спортсмена, он и успокоится. Спасибо тренерам, но имейте в виду – штангу поднимаем мы, а не вы. И мы на помосте гробим свое здоровье. Было бы хорошо, если бы тогда ребята – Седов, Истомин – ушли вместе со мной. Они ведь покинули сборную после чемпионата мира в Париже. Я ждал их у себя на сборах, но так получилось, что они остались заниматься в Уштобе. Заметил, что любой, кто тренируется рядом со мной, начинает прогрессировать. Думаю, что если бы ребята были рядом, то на Олимпиаде получился бы иной расклад. Были бы еще медали.
– А как относишься к разговорам, что в тяжелой атлетике все расписано, и больше определенного количества медалей на крупных турнирах одной сборной не дадут? Морально не давило, что к твоему выступлению в Лондоне у нас уже было три золота?
– Меня это совсем не волновало. Я был так хорошо готов, что меня невозможно было засудить. Я после зуммера (электронный сигнал о фиксации спортсменом штанги. – Прим. ред.) еще несколько секунд держал штангу. Не знаю, откуда идут все эти разговоры. Сильная команда всегда получит все, что заслужила. Если что-то недодали, то виноват сам спортсмен. Вспомните, как у меня был дожим на чемпионате мира в Париже в рывке на 184 кг. Я честно сказал, что дожал штангу. Будь на голову выше соперника, и никто тебя не засудит. Я это говорю всем спортсменам! Делай все четко – бей в нокаут, если ты боксер, бей в девятку, если футболист, держи дольше зуммера, если штангист. Тогда никто до тебя не докопается.
– Ты говорил, что собираешься перейти из весовой категории до 94 кг в другую – до 105 кг. Это связано с тем, что приходится сильно “гонять” вес?
– Когда надо, я “гонял” 11 килограммов. Но я от этого не страдал. Все зависит от головы, от того, как на это настроиться. Выбрал категорию до 105 кг потому, что мой организм растет, развивается, и я не вижу смысла его тормозить. Правда, сейчас я открыл для себя очень умную науку – диетологию. Я начал обращать внимание на то, что ем, понял, как можно управлять своим телом, весом. Теперь я питаюсь аккуратно и держу вес 94,5 кг, хотя раньше набирал 100, потому что ел что попало. Когда у меня нет двухразовых тренировок, я просто снижаю потребление белков, углеводов. Если надо, ем вареную пищу, а не бешбармак. Я даже стал задумываться, что могу и в прежней категории остаться. Кто знает, может, в вес до 85 кг захочу? Шутка, конечно.
– Когда впервые появился в зале после Олимпиады?
– Дней через пять-семь после возвращения из Лондона. Я потихоньку качаюсь, плаваю, кручу велосипед, играю в настольный теннис, бильярд. Штангу не поднимаю, потому что сейчас этого делать не надо. Телу требуется отдых, надо элементарно поддерживать форму и держать мышцы в тонусе. Еще я много работаю над выносливостью, иначе тебя не хватит на шестой подход. Укрепляю внутренние мышцы, сухожилия, связки, чтобы вырывать 200 кг.
– Знаменитый спринтер Усэйн Болт заявил, что собирается уйти в футбол. Ты себя в другом виде спорта представляешь?
– Усэйн – молодец! Уверенный в себе, харизматичный, сильный. Думаю, что у него получится все, что он захочет. Буквально позавчера думал, может, мне спринт побегать. Но чтобы профессионально переходить в другой вид… Если сильно захотеть, можно все перевернуть. Будет в этом смысл – сделаю.
– Наша известная гимнастка Анна Алябьева разместила в “Твиттере” ваше совместное фото и подписала: “Этот человек вправил мне мозги и навел порядок в моей голове”. Что она имела в виду?
– Не знаю. Она просто слушает меня. Мы с ней давно знакомы, дружим. Как-то поговорили, и я понял, что она задумалась.
– Над чем?
– Я ей объяснил свое мировоззрение. Каждый ведь смотрит на мир через собственную призму. Мне кажется, она стало по-другому смотреть на некоторые вещи. Она – девчонка позитивная, талантливая.
Читателям “Каравана” – мира и душевного тепла
– Кому ты вправляешь мозги, мы определились. А кто тебе их вправляет?
– Наверное, сам себе. Создаю ситуации, при которых мозги встали бы на место. Не могу сказать, чтобы над моей головой кто-то специально работал. Только моя внутренняя душа и Всевышний. А вот еще книги вправляют.
– Какие, например?
– Люблю психологию. Изучаю науку о душе.
– Никогда не думал, что твоему провалу на Олимпиаде обрадуется гораздо больше людей, чем твоему успеху?
– Ну и что? Я чувствую, что 99,9 процента населения меня любят, уважают и ценят. Они рады за меня, потому что я не ворую, не обманываю, не делаю людям больно. Напротив, я сплачиваю, создаю мир на планете. Меня не за что ненавидеть. Ну если только завидовать. Может, кто боится, что я займу их место? Нет. У меня есть свое место. Кто хочет его занять, пусть попробует.
– Илья, и в заключение твои пожелания с Новым годом для читателей “Каравана”…
– Желаю всем крепкого здоровья, счастья. Желаю, чтобы у всех в семьях был порядок. 2012 год прошел блестяще. Пусть 2013-й будет еще лучше. Мы все жители одной планеты, так давайте жить дружно. Всем мира, добра, любви и душевного тепла!