Ильнур ГАЙНУЛЛИН. Даже мужья – халалные!

С Ильнуром ГАЙНУЛЛИНЫМ, знающим все или почти все о халале, “КАРАВАН” познакомился на международной выставке халал-продукции в Астане. 10 лет назад при Духовном управлении мусульман Республики Татарстан был создан комитет стандарта халал. Ильнур Гайнуллин работает там со дня основания.

Рынок и доверие растут

– За эти 10 лет мы успешно продвинулись в части стандартизации, выпуска халал-продукции в пищевой и другой промышленности не только на рынке Татарстана, но и по всей России, где проживает около 25 миллионов мусульман. Сегодня халал-продукция занимает порядка 35–40 процентов общего рынка. Данный рынок ориентирован уже не только на мусульман, но и на потребителей разных вероисповеданий и национальностей, делающих выбор в пользу качественной продукции, – отмечает он.

В Татарстане, как и по всей России, действует зарегистрированная система добровольной сертификации. Необходимые процедуры и выдачу соответствующих документов проводит комитет стандарта халал – единственный проверяющий орган по халалной продукции.

Совместно с республиканским сертификационным методическим центром “Тест-Татарстан”, производящим сертификацию от имени федерального агентства по техрегулированию и метрологии России, комитет разработал Общие требования по производству и реализации продукции, маркированной “халал”. Здесь расписаны требования к сырью, персоналу, производственным помещениям, транспорту, инструменту, спецодежде, упаковке и маркировке продукции. И если 10 лет назад почти вся продукция под логотипом “халал” была фальсифицированной, то в настоящее время можно констатировать снижение этого показателя, заявляет Гайнуллин, до 5 процентов.

Лучше увидеть собственными глазами

В отличие от казахстанских прилавков в Татарстане вы не увидите лежащие рядом колбасу халалную и обычную.

– Мы изначально подошли к этому вопросу так, чтобы исключить возможность запретного соседства с момента доставки до выкладки товара. В магазинах мы специально оборудуем прилавки, чтобы халалная продукция не смешивалась с остальной, – отмечает эксперт.

К слову, татарстанские специалисты по халалу проверяют продукцию с помощью тестеров, разработанных Казахстанской ассоциацией халал-индустрии.

– Когда у некоторых людей возникает недоверие к комитетам, подобным нашему, считающих, что наши сертификаты – филькина грамота, мне хочется посоветовать им самим окунуться в атмосферу птицефабрики, где производят халал-продукцию. А еще лучше – увидеть собственными глазами, как производится продукция на обычных мясокомбинатах. Никаких СанПиНов, ветеринарных норм, крысы бегают. Об этом мало кто знает, а если и знает, то продолжает покупать. Поэтому выбор есть у каждого потребителя – что употреблять, кому доверять, – акцентирует Ильнур Гайнуллин.

Вопрос о том, что под марку “халал” можно подвести любые продукцию и услуги, наш собеседник не считает проблемным.

– У нас, к примеру, продаются халалные куриные яйца. Если показать потребителю, на каких кормах – без ГМО и прочих запрещенных компонентов – растилась курица, снесшая эти яйца, ему станет понятно, почему мы промаркировали эту продукцию. Также у нас есть халалные медицинские и парикмахерские услуги, халалное такси. Халалной воды пока нет, но такие заявки поступали, – рассказывает Ильнур. – Поймите, бренд “халал” – это гарантия чистоты продукта. И эту гарантию может дать только проверяющий орган – наш комитет, дорожащий своей репутацией. Государство такую гарантию дать не может. Если бы могло, то в России не работали бы 20 фальшивых фирм, штампующих этикетки под бренд одной знаменитой минеральной воды.

Не гуляет, не пьет, не курит

По мнению Ильнура Гайнуллина, у халалного рынка большие перспективы, связанные в том числе с инвестициями арабских стран.

– Так или иначе понятие “халал” связано с арабским миром. Сегодня мы прорубаем окно для бизнеса в арабские страны, и, могу вас заверить, эти отношения не могут сложиться без халал-принципов. Однажды я стал свидетелем ситуации, когда во время банкета в честь приезда арабской делегации наши бизнесмены “в знак уважения” расставили на столе спиртные напитки и по старой привычке говорили тосты. Уже в кулуарах кто-то из гостей поделился со мной: “Как ваши предприниматели намереваются завязать с нами торговые отношения, если сами в себе не разобрались и нас до конца не узнали?!”. На этом общение наших бизнесменов с несостоявшимися партнерами и закончилось, – вспоминает Ильнур.

Если рассматривать вопрос шире, то речь не только и не столько о соответствии халал-стандартам, говорит эксперт, а о фундаментальных ценностях, которые в современном мире сдвинулись. И философия халал в этом смысле отражает именно эти базовые приоритеты.

– Поэтому происходит возврат к истокам ислама. Посмотрите: уровень разводов на Западе, где слишком много этой демократии, гораздо выше, чем в мусульманских семьях. В Татарстане девушки все больше склонны к выбору халалного законного мужа, который не гуляет, не пьет, не курит, нежели гражданского. Так что халал – это не только еда, услуги, это образ жизни, – заключает Ильнур Гайнуллин.

Жаль только, что выпуск халалных мужей в отличие от колбасы и воды в Казахстане не поставлен на конвейер.

Астана