С нового года в Казахстане был введен запрет на продажу шести наименований водки российского производства. Однако все отделались легким испугом. В первый же рабочий день 2015 года комитет отозвал свое решение, по сути, разрешив российским производителям нарушать закон Казахстана, сообщил “КАРАВАНУ” председатель ассоциации производителей алкогольной продукции “КазАлко” Амиржан КАЛИЕВ.
– В начале декабря 2014 года Комитет по защите прав потребителей на основании своей проверки ввел запрет на ввоз и реализацию алкогольной продукции, которая не соответствует казахстанскому законодательству по маркировке – не было информации о продукте на казахском языке, – рассказал А. Калиев. – В этом плане комитет правильно поступил. Мы же не повезем свою продукцию в Россию со своей маркировкой, хотя бы из простого уважения к покупателям.
Впрочем, на самом деле казахстанские предприятия не везут свой алкоголь соседям по более прозаическим причинам: нас туда не пускают. И эта история длится все время работы Таможенного союза.
– После создания Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка (“Росалкогольрегулирование”) они ввели негласный запрет на ввоз казахстанского алкоголя для своих импортеров, – продолжает А. Калиев. – Прямых доказательств этому, конечно нет, но в приватных разговорах представители импортеров говорят о возможных проблемах, которые им якобы пообещали руководители “Росалкогольрегулирования”, вплоть до отзыва лицензии.
Однако косвенные доказательства есть, уверен глава ассоциации. На регулярных встречах Евразийской экономической комиссии руководители “Росалкогольрегулирования” любят утверждать, что они создали равные условия для всех участников рынка, и, по их словам, в России работает 50 фирм, поставляющих казахстанский алкоголь. Но на все просьбы назвать хотя бы пять фирм, имеющих лицензию на работу в России, молчат. Может, потому, что таких фирм нет?
С другой стороны, больше половины полок любого супермаркета в Казахстане занято российской водкой. По оценкам “КазАлко”, доля российской продукции на рынке Казахстана составляет не менее 27 процентов. Тогда как в магазинах Москвы водка из Казахстана даже не представлена.
Водка, конечно, плохой товар. И каждая страна вполне законно и обоснованно вводит собственные ограничительные меры для производителей и продавцов алкогольной продукции. Но при исполнении этих норм она остается вполне законным товаром. Поэтому любой производитель алкоголя вправе продавать свой товар на территории России – особенно учитывая договоренности Таможенного союза.
Кроме того, водка – это казахстанский товар, который по своему качеству превосходит российские аналоги. По оценкам российских же компаний, доля “серого” ввоза из Казахстана составляла 3 процента от всего производства водки в Казахстане, или примерно 1,6 миллиона декалитров в год. Иначе говоря, спрос на казахстанскую продукцию в России есть.
В декабре 2013 года “Росалкогольрегулирование” заявило: дескать, Казахстан заливает Россию своей дешевой водкой. И предложило ограничить ее ввоз 5 литрами на человека, что явно идет вразрез с положениями Таможенного союза об открытых границах.
Казахстан все чаще говорит о возможности введения ответных мер в отношении российских товаров. Правда, больше говорит, нежели делает. Особенно в этом преуспели агентство, а затем Комитет по защите прав потребителей, созданный чуть больше года назад. Сразу после организации его руководство вроде начало учиться методам нетарифного регулирования, чем так активно пользуются все страны мира для защиты внутреннего рынка. За год работы агентство не менее шести раз заявляло о готовности ввести запрет на импорт и продажу неликвидного товара, но всякий раз отзывало свои же решения.
В феврале 2014 года уверенность комитета в своих силах была столь большой, что российские производители заговорили о начале “водочной” войны внутри ТС. Но документы о запрете так и не были подготовлены.
В октябре министр экономики и бюджетного планирования Ерболат Досаев снова сообщил, что готовится ряд мер по противодействию российскому товарному засилью. Так, он предложил ввести с 2015 года “зеркальный” обеспечительный платеж для российских водочных королей, которые ввозят водку в Казахстан. Но пока и эти меры на стадии разговоров.
В ноябре Комитет по защите прав потребителей запретил к реализации в Казахстане водку сразу семи марок, а также пиво девяти марок из-за несоответствия требованиям пищевой безопасности. В ноябре же этот запрет был снят “после консультаций с импортерами российской продукции”. В декабре снова был введен запрет на продажу теперь шести марок водки. Затем снова снят. Теперь снят запрет, который даже не успел вступить в силу.
Получается, водка – такой символ, который показывает, как Россия понимает работу Таможенного союза для себя: сначала защитим свои интересы, потом послушаем других. В результате соглашения, которые регулируют работу ТС, выполняются в отношении Казахстана не в полной мере, о чем предупреждали многие эксперты. И здесь России помогает неопытность казахстанских государственных органов.
Мы привыкли считать, что товары, произведенные в Казахстане, хуже по качеству, чем такие же продукты, но из других стран. Поэтому легко относимся к несправедливому отношению к отечественной продукции. Огромные запасы нефти и поступление валюты позволяли нашей стране жить только за счет продажи сырья. В 2015 году поступления валюты от продажи нефти будут не такими большими, как мы привыкли. Поэтому нам придется обратить внимание на те производства, которые еще работают в Казахстане. В том числе и на водочную отрасль.
А вскоре мы, по уверениям наших чиновников, вступим во Всемирную торговую организацию. И снова на условиях, которые не сможем ни проконтролировать, ни исполнить, ни защитить. Основные игроки в ВТО обладают такими колоссальными экономиками, что трения между ними Казахстан будет воспринимать как тектонические. Чего хотя бы стоит введение санкций США против России. Поэтому единственным способом хоть как-то защитить собственную экономику пока остается работа органа вроде Комитета по защите прав потребителей. Настоящая работа, а не декларативная.
Председатель Ассоциации кондитеров Казахстана Лариса КОНСТАНТИНИДИ:
– Водка – стратегический товар, который приносит большие доходы. Тем более в таком государстве, как Россия. Поэтому, конечно, будет постоянно вставать этот вопрос.
Что касается других товаров, то ситуация складывается по-разному. Например, кондитерская продукция из Казахстана пользуется спросом в России. Начиная с 2011 года наши предприятия существенно увеличили долю экспорта в соседнюю страну. Претензий еще никто не предъявлял. Единственное, в чем мы уступаем, – это упаковка. С этим надо поработать.