“Фишка” детсада – использование в занятиях с детьми традиционных казахских игральных косточек – асыков. Педагоги находят им самое разнообразное применение.
В музыкальном зале асыки служат подставками для струн.
Причем благодаря вогнутой форме косточки звук казахской “арфы” сильнее резонирует, и инструмент играет более звучно. Асыки использованы в инструментах типа кастаньет или маракасов – дети бьют ими под каждый шаг и учатся чувствовать ритм, а заодно считать.
Косточки лежат на столах рядом с красками во время занятий по рисованию.
Ребятишки окунают их в акварель и оставляют на бумаге разноцветные пятна. Кто-то видит в этих рисунках цветы, кто-то – зерна для птиц… Главное, что каждому специалист помогает включить воображение и найти смысл.
А еще асыки, или альчики, незаменимы при изготовлении бус.
С помощью воспитателей малыши строят из костяных кубиков пирамидки, домики, складывают мозаику, соревнуются на ловкость, пробуя удержать лентами и донести их до своей ячейки. В это время развиваются мелкие движения пальчиков, идет запоминание цвета, формы, размера.
– Мы сделали специальное поле для игры в асыки, – рассказала директор детсада Молдир ЖОЛБАРЫСОВА. – Дети с удовольствием играют. Они друг другу подсказывают, как правильно встать на колено. Как кинуть биток, чтобы попасть в цель. Развиваются меткость, ловкость и терпение, потому что остальные ждут своей очереди. Смысл игры в том, чтобы выбить как можно больше асыков. Команда болеет за своего игрока, возникает командный дух.
Асык – это небольшая четырехгранная косточка от сустава барашка, с которой для детей у казахов с незапамятных времен придумана масса игр. Первые упоминания о них историки датируют седой стариной – VII–IX веками.
Традиционно в игроки принимали примерно с четырех лет, когда ребенок мог удерживать биток в руке. Брали, конечно, в основном мальчиков, но и девочкам не отказывали. Повзрослевшие ребята передавали запасы выигранных асыков младшим братьям. В многодетных семьях малышам могли достаться мешки.
– В работе с детьми асыки – идеальный материал, – пояснила руководитель дошкольного учреждения. – Они округлые, удобные для ладошки. Прежде чем использовать косточки, мы их тщательно обрабатываем. Сначала долго вывариваем в растворе соды, затем чистим, высушиваем. Покрываем гуашью и лаком. У нас есть сертификат безопасности, подтверждающий, что этот материал абсолютно безвреден для деток. Первую партию из 2 тысяч асыков принесла в детский сад я сама. А дальше мы стали собирать их общими силами. Что-то принесли воспитатели, что-то – родители. Сегодня у нас 4 тысячи косточек.
Монтессори на казахский лад
Детский сад “Дария” только начинает нарабатывать собственный опыт. Учреждение открылось всего 2 года назад, и, возможно, именно это обстоятельство помогло ему найти свою нишу. Регион направил молодого директора Молдир Жолбарысову на учебу в Алматы. Одно из практических занятий было посвящено широко известной методике Монтессори. Ее смысл – развитие детей через занятия с мелкими предметами и условия, имитирующие обычную бытовую среду.
Ребенку надо что-то взять, пересыпать, открыть, передвинуть… В это время у него работают пальчики, задействована координация, накапливаются важные навыки.
В детсаду № 51 южной столицы прекрасно вписали в эту технологию казахский асык.
– Я увидела, как этот материал можно использовать в игровой форме буквально везде, – пояснила руководитель. – Методика эффективная, в Алматы на нее оформили патент. Сегодня мы под руководством наставников из южной столицы перенимаем опыт и вносим свои новшества. Если по технологии Монтессори нужно 3 миллиона тенге на оборудование и еще требуется обучить педагогов, казахские традиционные асыки намного доступнее.
В этом году в “Дарие” открылась комната асык-терапии. Сотрудники детсада придумали, например, массажные стельки и рукавички с асыками.
Сами в своем коллективе их смастерили, ярко оформили. И теперь ребятишки после сончаса и на уроках физкультуры массируют друг другу спины, “гуляют” по округлым косточкам – проводят профилактику плоскостопия. Здесь же собраны рисунки на тему Родины. Малыши описывают джайляу, называют жеребенка, юрту, солнце, реку. И заодно выкладывают рядом с изображениями альчики подходящих цветов.
Всего педагоги детсада используют асыки в пяти направлениях – в математике, музыке, творчестве, спорте и в развитии общительности. Поневоле начинаешь задумываться над словами аксакалов, часто сетующих о вытесненных гаджетами народных играх. Сколько важных качеств они помогали развивать. Как заметила директор дошкольного учреждения, за 2 года применения оригинальной технологии у коллектива накопился свой, уникальный, опыт. К нему всё чаще проявляют интерес в других детсадах. Просят поделиться наработками, начинают искать материал. Главное, что такие игровые занятия дети воспринимают на ура. Педагоги же помогают сохранять народные традиции.
УСТЬ-КАМЕНОГОРСК