Стоишь у витрины, глаза разбегаются, хочется, чтобы подарок и яркий был и полезный, а что приобрести - не знаешь.
Недавно мне пришлось оказаться именно в такой ситуации: у коллеги родился сын, маленький человечек с голубыми глазками. Получив приглашение на смотрины, отправилась выбирать подарок. Прогуливаясь по рядам базара в поисках неизвестно чего, поняла - не найду ответа.
Поэтому решила зайти в магазин детских игрушек. Там меня окружило огромное их количество, обратилась к продавцу за советом, мне задали только один вопрос: "Какой возраст у ребенка?", - и дальше все пошло как по маслу.
Оказывается, для первых трех месяцев жизни необходимы игрушки-подвески, которые крепятся на кроватку с помощью специального кронштейна или дуги. Игрушки могут быть жесткими или мягкими, более или менее крупными, в форме шара, куба или фигурки, однотонные, пестрые, блестящие, в полоску, в крапинку, но обязательно приятного цвета. Особенно привлекает крох колобок с глазками и ротиком. Глядя на него, малыши учится сосредоточивать взгляд на "ярком пятне" - так развивается зрительная активность.
Подвеска-карусель музыкальная развивает умение следить за движением предметов по кругу, прислушиваться к незатейливой мелодии. Приобретая подобный "мобиль", следует обратить внимание на то, как расположены на нем предметы. Малыш, лежащий на спине, должен видеть каждую фигурку целиком, а не ее нижнюю часть, которая может представлять собой лишь узкую полоску. Немного позже фигурки от "карусельки" или от "подвески" можно использовать по отдельности, как обычные погремушки, поскольку они и сами по себе "умеют" пищать и греметь.
Погремушки на ручке представляют собой образные фигурки и геометрические формы (единичные большие или из нескольких маленьких). Сама игрушка может быть мягкой или жесткой, на разном держателе. Важно, чтобы она была достаточно выразительной по конфигурации и цвету. При покупке стоит проверить, не слишком ли она тяжела.
Латексные погремушки могут слегка пахнуть ванилью или клубничкой, деревянные - можжевельником или хвоей. Они развивают обоняние, но детям, склонным к аллергии, могут не подойти.
Мягкие погремушки, выполненные из разного тканевого материала (махровые, в рубчик, шелковистые), стимулируют осязательные ощущения. У таких игрушек бывает жесткий или мягкий держатель, с наполнителем из разной крупки (более или менее мелкой). В последнем случае они действительно помогают развить кожную чувствительность ребенка, когда он захватывает и сжимает их.
Но такие "особые" погремушки следует давать малышу только в присутствии взрослого, т.к. он может прокусить ткань и просыпать наполнитель.
А вообще рукоятки (держатели) для погремушек подбираются разные: гладкие и ребристые, с небольшими выпуклостями и "впадинами", из пластмассы, латекса или плотной ткани, они могут быть тонкими и не очень. Вкладывая попеременно их в ручку ребенка, взрослый помогает ему развивать чувствительность ладоней.
Погремушки-булавы, у которых шары или фигурки находятся с двух сторон держателя удобны для формирования захвата, удерживания и рассматривания сразу двух "объектов", или каждого поочередно, если шевелить запястьем.
Погремушки с ручками, расположенными с двух сторон, предназначены для того, чтобы малыш держал их двумя руками и рассматривал шарики под прозрачным колпаком. Вместо шариков может быть вмонтировано небьющееся зеркальце, смотрясь в которое, ребенок знакомится с самим собой, подносит к лицу, рассматривает свое отражение.
Все вышеперечисленные варианты первой детской игрушки достаточно универсальны с точки зрения возраста ребенка, для которого предназначены.
А вот небольшая легкая погремушка на кольце прекрасно подходит именно для малыша первых двух месяцев жизни. Это игрушка (обычно мордочка животного или куколка-матрешка), которая прочно закреплена в верхней части кольца. Малышу удобно ее удерживать в руке и, непроизвольно размахивая, ощущать что-то в ладошке.
Наряду с полезными погремушками у карапуза обязательно должны быть колокольчики с мелодичным звоном.
Их звучание должно нравиться и взрослым, и ребенку, поскольку играть придется вместе. Взрослый большим колокольчиком привлекает внимание малыша, звеня то справа, то слева. Таким образом, малыш учится сосредоточиваться и поворачивать голову в сторону звука, а также отличать по слуху звон колокольчика от звука погремушки и других сигналов.
Получив небольшой мастер-класс, выбрать подарок для самых маленьких уже было не трудно, хотя удивило многообразие каждого вида игрушек, ведь со своего детства помнится немногое: матрешка, плюшевый мишка, юла, мяч…
Правила безопасности
Совершая вечерний променад по продуктовому магазину, увидела, что среди прилавков с едой появилась витрина с детскими игрушками. С полки на меня одиноко смотрела "Неваляшка". Трудно отказать красавице, не сыграть, пока продавец занят. Толкнула ее, игрушка тихо прилегла на бок, и …не встала обратно. Я ее и так и сяк - все равно не поднимается! Подумала: все сломала, придется покупать. Надеясь, что все же игрушка цела, решила найти на упаковке инструкцию, но ее не оказалось, мало того на руках остались следы яркой краски от упаковки. Через пару минут подошла продавщица, улыбаясь, спросила: "Хотите купить?". Ответила, что хотелось бы перед покупкой ознакомиться с сертификатом качества. Улыбка с лица девушки пропала.
Вывод однозначен: нужно покупать игрушки только в специализированных магазинах или в аптеке. Также не стоит приобретать забавы для своего малыша в киосках и на рынках. Возможно, внешне они выглядят весьма привлекательно, но нет гарантии, что изделия произведены из безопасного для детей материала и с них не облезет ядовитая краска, не просыпется наполнитель.
Определенную осмотрительность следует проявить и при покупке игрушек из пластмассы. Приобретая их нельзя быть уверенными в том, что пластмасса, из которой они изготовлены, нетоксична. Кроме того, для младенцев следует покупать игрушки и погремушки из достаточно мягкого пластика. Твердый материал вовсе не отличается прочностью и не выдерживает всех манипуляций, которые с ними проделывает малыш.
В результате отколовшиеся от игрушки острые куски могут его поранить.
Меня заинтересовал вопрос качества детской продукции, поэтому, обратившись к юридической базе, ввела в строке поиска слово "игрушки". Поиск выдал всего один документ, но весьма интересный, а именно: "Санитарно-эпидемиологические требования к детским играм и игрушкам". Привожу ниже некоторые нормы, которым должны отвечать детские игрушки.
1. Декоративное или защитное покрытие игрушек должно быть стойким к действию слюны, пота и влаги;
2. Уровень звука, издаваемый игрушкой должен быть не более:
1) 65 децибел (далее - дБА) - у игрушек, предназначенных для игры в помещениях (за исключением настроенных музыкальных игрушек, духовых и ударных инструментов);
2) 75 дБА - у игрушек, предназначенных для игр на открытом воздухе;
3) 95 дБА - у игрушек, в качестве игрового момента которых используется импульсный шум (одиночный выстрел);
3. В настольно-печатных играх текст должен быть напечатан контрастным для фона цветом. Цифровые и буквенные обозначения должны иметь черную окраску или черный рельеф.
4. Оптимальные цвета фона: голубой, зеленый, желто-зеленый, желтый, оранжевый, оранжево-красный. Краски на бумаге и картоне в настольно-печатных играх не должны размазываться и отпечатываться на руках и мебели.
5. Высота букв текста в настольно-печатных играх, предназначенных для чтения детьми в возрасте до 10 лет должна быть не менее 2,3 миллиметров (далее - мм), для детей старше 10 лет - не менее 1,75 мм.
6. Игрушки и съемные детали игрушек для детей в возрасте до 3-х лет должны быть не менее 31,7 мм (± 0,1) и не полностью входить в цилиндр для определения размеров. Несъемные детали игрушек должны быть прочно прикрепленными и не иметь острых углов.
7. Игрушки, предназначенные для контакта со ртом ребенка (свистки, дудки и подобная продукция) не должны иметь отделяющихся частей при переменном вдувании и всасывании воздуха под давлением 10 паскаль (далее - кПа).
8 Шнуры игрушек, не должны иметь скользящих узлов или петель, способных образовывать скользящий узел. Диаметр шнуров игрушек для детей в возрасте до трех лет должен быть не менее 2 мм и иметь на конце шарообразную ручку.
9.Погремушки должны быть прочными к удару, игрушки, наполненные жидкостью - герметичными и т.д.
10. На потребительской упаковке или вкладыше к игрушкам должны указываться возраст детей, для которых они предназначены:
1) до года (ранний);
2) от года до 3-х лет (ясельный);
3) от 3-х до 6-ти лет (дошкольный);
4) от 6-ти до 10-ти лет (младший школьный);
5) от 10-ти до 14-ти лет (средний школьный).
В этом же документе, есть большая таблица с видами сырья, из которого можно изготавливать детские игрушки. Несмотря на то, что видов игрушек множество, не стоит забывать о качестве и требованиях к их эксплуатации.
Если говорить, в общем о методах воспитания детей, хочется еще добавить к игрушкам, игры в которые должны играть дети с родителями.
Обратимся к педагогической психологии. Там игра является важным условием социального развития детей: в ней они знакомятся с разными видами деятельности взрослых, учатся понимать чувства и состояния других людей, сопереживать им, приобретают навыки общения со сверстниками и старшими детьми.
Хочу отметить, что родители с ранних лет должны прививать малышу определенные качества, которые в дальнейшем сыграют не последнюю роль в жизни ребенка. Если перейти от теории к практике, как родителю воспитывать определенные качества в процессе игры у ребенка, то могу предложить следующее.
Навык представление о цвете, для детей 12-15 месяцев
Сядьте на пол вместе с ребенком и катайте игрушечную машину взад вперед. Выберите красную или голубую машину. После того, как вы поиграете этой машиной некоторое время, возьмите машину другого цвета. Предложите два листа бумаги тех же цветов, что и машины. Расстелите листы бумаги на полу и на каждый из них поставьте машину соответствующего цвета. Играя в эту игру, обязательно называйте каждый из выбранных вами цветов. Систематическая "игра в цвета" разовьет у ребенка навык находить соответствующий цвет.
Наблюдательность, игра для детей 18-21 месяцев
Возьмите кукурузный крахмал, добавьте воды и размешайте, чтобы полученная масса имела консистенцию теста для выпечки хлеба. Скажите малышу: "Давай посидим тихо и посмотрим фокус". Если скатать массу она примет форму шара. Если же оставить ее лежать неподвижно, то она станет плоской. Спойте малышу песенку на любой мотив, пока вы скатываете шар. "Смеси "волшебной" немного возьмем, Шарик скатаем и песню споем. А тот кто тихонько потом подождет, увидит, как шарик наш вдруг пропадет".
Подражание, игра для детей 18-21 месяцев
Производите различные действия и побуждайте малыша подражать вам: размахивайте руками, шевелите пальцами, топайте ногами, притворяйтесь спящим. Пускай малыш делает что-нибудь, а вы подражайте ему. Для начала можете предложить ему что-либо сделать. Предложите простые действия, пусть он помашет ручкой на прощание или похлопает в ладоши.
Так, из года в год ребенок сначала с родителями, а потом со сверстниками играет в разные социальные игры, приобретая жизненный опыт.
Однако, помните, дорогие родители, что вашим деткам порой совсем не важно, что вы им купите - дорогущую машинку или дешевую куклу, интерес к ним иссякает быстро.
А вот, когда папа или мама "составляют компанию", тогда не важно во что и чем играть - главное вместе!