Игра воображения

Несмотря на то, что вы слышите оживленный разговор, вы знаете, что ваш ребенок находится в комнате один. Украдкой заглядывая в приоткрытую дверь, вы видите целый строй плюшевых медвежат и разнообразных кукол, причем перед каждым стоит тарелка и чашка. Ваша дочь делает вид, что наливает чай из игрушечного пластикового чайника. В этой образной форме игры есть что­то поистине удивительное и неожиданное.

Образная игра на простом уровне обычно начинается вскоре после первого дня рождения вашего ребенка. Он может разыграть кормление ложечкой своего любимого мишки или катать по дороге игрушечную машину, издавая характерные для этого действия звуки. С этих ранних начинаний малыш уже обладает потенциалом для развития богатого и насыщенного воображения.

КАК РАЗВИВАЕТСЯ ВООБРАЖЕНИЕ?

Игра для детей, еще не достигших двухлетнего возраста, обычно предполагает имитацию людей и их действия в повседневной жизни, такие как копирование, как вы умываетесь, или кормление медвежат.

В этот период малыши пытаются познать окружающий их мир. Они организуют предметы и действия, с которыми неожиданно сталкиваются, и учатся пользоваться всеми видами каждодневных предметов.

Прежде всего медвежонок, которого кормят или укладывают спать, в игре будет пассивным объектом, однако когда начинает развиваться воображение вашего ребенка, он уже будет играть активную роль, возможно, даже своим собственным характерным голосом. Вы можете услышать, как ваш малыш придумал для медвежонка особый голос, когда он перевоплощается и изображает его, говорящего ему что­то или плохо ведущего себя.

ПОЛЕТЫ ФАНТАЗИИ

В возрасте от 2 до 3 лет воображение ребенка действительно взлетает, достигая пика к 6–7 годам. Игра будет воодушевляться не только событиями в его жизни, но и он сам начнет сочинять истории о том, чего в действительности никогда не происходило.

В первую очередь он будет использовать бутафорию, например, игрушки, но, становясь старше, он будет заменять один предмет другим. Например, картонная коробка может быть использована как домик, машина или, возможно, тоннель. Такая гибкость и маневренность в использовании по­новому игрушек или предметов является очень существенной для подготовки абстрактных форм мышления (таких как чтение и письмо). Когда дети используют эти привычные и хорошо знакомые предметы или игрушки в новой интерпретации, они могут открыть для себя новые взаимоотношения между предметами и начнут развивать свои навыки решения различных проблем.

Между 3 и 6 годами образная игра вашего ребенка становится все более и более сложной. К этому возрасту уже существует определенное перемещение от уединенной разыгрывающей игры, где он самостоятельно вовлекается в образную игру, к более комплексной игре. Теперь в свои образные игры он начинает вовлекать других детей, придумывая для них тщательно разработанные правила и роли, а заодно затевая сложные сюжетные линии и их исход.

Ваш малыш самостоятельно может вовлечь себя в различные виды образной игры с другим ребенком или с взрослым. Из нижеперечисленного он может сделать все либо кое­что:

Представить живыми неодушевленные предметы, награждая голосами и личными особенностями характера свои любимые игрушки.

Ролевая игра – где он воображает себя доктором или учителем.

Замена одного предмета другим, например, стул может превратиться в корабль или машину.

Во время игры он может менять правила, так как образная игра дает ему шанс контролировать ситуацию.

Если вы узнали какой­либо из этих сценариев, то можете быть уверены, что ваш ребенок вовлекается в образную игру. Существуют и другие ситуации, в которых происходит образная игра:

УЕДИНЕННАЯ ИГРА

Обычно она возникает у детей в возрасте от 1 до 2 лет. Ваш ребенок придумает свой собственный фантастический мир, где он – хозяин и диктует, что произойдет, например, какую из игрушек положить спать в корзинку. Очень часто двое детей этого возраста придумывают и играют в свои собственные игры рядом охотнее, чем вместе. Ребенок постарше может играть таким же образом, либо потому что рядом нет других детей, либо потому что придуманная им игра является слишком сложной для объяснения.

ИГРА НА РАВНЫХ

Этот тип игры предполагает совместные действия между детьми, поскольку они выбирают фантазию, которую собираются осуществить, и кто какую роль будет в ней играть.

ЧТО ПРИОБРЕТЕТ ВАШ РЕБЕНОК ОТ ОБРАЗНОЙ ИГРЫ

Образная игра это не только масса развлечений, но и полезна тем, что помогает вашему ребенку развиваться по следующим направлениям:

Интеллектуальный рост

Образная игра повысит и улучшит языковые навыки вашего ребенка, поскольку он учится выражать свои идеи и играет различные роли. Объединяя и разыгрывая истории, он разовьет лучшее понимание окружающего мира. Также он научится рассуждать и мыслить логически, поскольку выдумывает сложные, тщательно разработанные сценарии, в свою очередь повышающие концентрацию внимания.

Социальные навыки

При игре ребенка в образные игры, одного или с другими детьми, ваш ребенок будет создавать возможности поставить себя на место других. Его самоуверенность и самоконтроль будут расти, так как в своих играх он берется за разные роли. Как было обнаружено, дети с богатым воображением более популярны среди своих сверстников. Также менее вероятно, что они замкнуты.

ВСПЫШКА ИДЕИ!

Игры, помогающие вам зажечь воображение вашего ребенка:

• Начните историю и попросите вашего ребенка закончить ее. Например, "Давным­давно жила­была собачка. Однажды она пошла гулять и заблудилась в большом городе. Что же произошло дальше?"

• Расскажите ему о предметах, с которыми ваш ребенок, возможно, прежде не сталкивался (может быть, чеснокодавка или молоточек для отбивания мяса), и спросите: " На что это похоже?" или " Как ты думаешь, что этим можно делать?".

• Каждый раз показывайте ему новые предметы и действия. Возможно, это как раз то, что ему нужно для вызова новой вспышки образной игры.

• Время от времени посещайте новые места (зоопарк, аэропорт или железнодорожная станция) для снабжения их (и себя) вдохновением для новых игровых идей и ситуаций.

• Задавайте вопросы, "А что, если…", например: "Что будет, если слон пойдет гулять по дороге?" и попросите его придумать, что произойдет потом.

• С энтузиазмом подключайтесь к игре своего ребенка, однако не захватывайте власть и не навязывайте свои идеи.

• Следуйте его указаниям – делайте предложения, основанные на его репликах, и позвольте ему дать вам ту роль, которую он сам для вас выбрал.

Перевод И.ХАДЖИЕВОЙ