Прошлой весной “Караван” рассказал об угрозе протаскивания коррупционных схем в сферу геологоразведки (“Схема губительного бурения”, “Ошибки обойдутся дорого”). Тогда ассоциация геологических предприятий заявила о попытках растаскивания многомиллиардных бюджетных сумм, выделенных на программу развития минерально-сырьевой базы страны. Были показаны конкретные механизмы “освоения” денег. В том числе – навязывание геологам чужеродных строительных норм, приход на специфичные конкурсы геолого-разведочных работ “левых” фирм без опыта, специалистов и базы, затяжные бесперспективные суды по возврату денег с таких “поставщиков”… Проблема получила резонанс. Однако принципиальность ассоциации, по убеждению ее представителей, вызвала у ряда власть имущих нешуточное раздражение.
– Год назад Агентство финансовой полиции заявило о хищении 40 миллионов тенге при изготовлении комплекта геологических и минерагенических карт приграничной с Китаем территории, – говорит директор службы развития геолого-разведочного предприятия “Топаз” Маргарита МАГАУЯНОВА. – В числе подозреваемых – руководители республиканского и областного профильных ведомств, а также возглавлявший на тот момент нашу ассоциацию Булат Багадаев – директор “Топаза”. Эти карты – один из проектов межгосударственного сотрудничества Казахстана с Китаем. Для специалистов “Топаза” это три года серьезного научного труда! Полевых маршрутов, отборов проб, бурения... Вдумайтесь: обследовано больше 190 тысяч квадратных километров, каждые 100 метров на маршрутах расписаны в таблицах: порода, цвет, структура, отличия…
– Материал может служить как базис для последующих исследований и определения детальных поисковых и поисково-оценочных работ, – отозвались о картах в Академии минеральных ресурсов.
– С геологической точки зрения выполнена очень ценная работа, – отметил корифей казахстанской геологии академик Гинаят БЕКЖАНОВ.
– Китайцам важно, чтобы проект был продолжен, – отметила специалист. – Им интересны закономерности Рудного Алтая, чтобы по ним изучить свои недра. Но из-за уголовного дела все работы свернуты.
Какой же криминал усмотрел финпол в работе геологов? Ни много ни мало – сговор с зампредседателя Комитета геологии с целью присвоения средств. По версии следствия, топазовцы просто скопировали старые карты. В доказательство инспектор Байтуров привел заключение научного сотрудника Алматинского геологического НИИ, что они данную работу выполнили бы за меньшую сумму. Почему в сугубо финансово-экономическом вопросе берутся предположения научно-исследовательского института, а не сметы подобной “Топазу” производственной организации и почему ученого-геолога, а не специалиста по экономике – осталось загадкой. Тем не менее в конце 2012 года Агентство по борьбе с экономической и коррупционной преступностью на всю страну заявило о “деле геологов”.
– Дело не раз возвращалось прокуратурой и судом, – рассказал юрист “Топаза” Юрий ПАЩЕНКО. – В итоге с руководства областного департамента “Востказнедра” все подозрения сняты. В действиях зампредседателя республиканского комитета факты присвоения и растраты не подтвердились. По логике, преследование должно быть прекращено, но следователь… меняет статью. Геологов обвинили в мошенничестве.
Общая стоимость проекта по изготовлению комплекта геологических и минерагенических карт – около 100 миллионов тенге. Вроде огромная сумма.
– Ни одного лишнего тенге там нет, – высказал мнение опытнейший ученый, корифей восточноказахстанской геологии Олег НАВОЗОВ. – Проект прошел комиссионную проверку Комитета геологии, а значит, по максимуму вычищен. Над ним три года непрерывно работали четыре разведочные партии. Все объемы принимали специалисты департамента “Востказнедра”. У наших геологов – старая школа, нельзя ошибаться. Ошибка в оценке по содержанию в руде всего на грамм завтра может аукнуться многомиллиардными убытками. Никто из геологов не пойдет на то, чтобы сдать “воздух”. Это и невозможно – как сдать уполномоченному органу отсутствие работы? Абсурд.
Ситуация действительно абсурдная: карты изданы, получили признание ученых, у заказчика к исполнителям нет претензий. Откуда в таком случае уголовное дело?
– Такое впечатление, что это заказ, – считает юрист Юрий Пащенко. – В основу финансовой (!) “экспертизы” легли умозаключения специалиста-геолога из НИИ. Обвинительные материалы базируются на “не установленных следствием обстоятельствах”.
Для квалификации мошенничества, по мнению юриста, нет оснований. Предприятие не увиливало от обязательств, а наоборот, выполнило работу. Карты изданы, заказчик доволен качеством, претензий нет. В чем обман?
Сейчас “дело геологов” взяла на контроль Национальная палата предпринимателей.
– По сути, рядовой хозяйственный вопрос переводится в уголовную плоскость, – заключил руководитель восточноказахстанского филиала палаты Игорь ШАЦКИЙ. – Это инструмент давления на предпринимателя. К сожалению, в подобных ситуациях не исключена вероятность рейдерства.
Усть-Каменогорск