На вопросы, которые более всего волнуют наших читателей, мы попросили ответить министра финансов РК Болата ЖАМИШЕВА.
– Самый главный для многих вопрос: что станет с казахстанским челноком? Многим, занятым в этом бизнесе, до сих пор неясно, сколько товара можно будет провозить без оформления таможенной декларации, каким будет порядок оформления?
– Создание Таможенного союза (ТС) не означает прекращения торговли! Оно лишь приведет к изменению ее структуры. Ясно, что целому ряду представителей этого бизнеса необходимо будет переориентироваться.
Здесь много вопросов, которые необходимо решать, – как государству с позиции упорядочения этой торговли, так и самим бизнесменам. Да, можно, конечно, вообще снизить до нуля все таможенные пошлины, нас сразу бы приняли в ВТО, если бы мы отказались от какой-либо защиты собственного рынка. Но тогда в принципе нельзя было бы вести речь о создании собственного производства, рабочих мест.
Поэтому создание Таможенного союза – это глобальный вопрос. Это не есть техническое решение: убрали таможенные посты – и все. Это кардинальный поворот в экономической политике. И вопрос, который вы задали, оправдан. Я не думаю, что на него может быть какой-то конкретный ответ: вот ты перестаешь быть торговцем, идешь туда-то и работаешь там-то. Такого ответа быть не может. Очень важно, чтобы все понимали, какие тенденции в экономике будут, к чему это может привести, чтобы сами были в состоянии принимать решения. Потому что самое правильное решение будет не то, которое подскажут челночнику, а то, которое он примет сам.
50 – по льготному тарифу
– Сейчас народ более всего интересуют “правила игры”. Говорят: “Пусть скажут, сколько чего можно провозить, какие документы потребуютcя, а дальше сами приспособимся…”.
– О порядке ввоза: есть соглашение по ввозу товаров физическими лицами для личного пользования. В этом случае можно ввозить беспошлинно, если общая стоимость товара не превышает 1500 евро (действующее сегодня ограничение – 1000 долларов), а вес – 50 кг (соответствует действующей сегодня норме). То есть это личный багаж, вещи, купленные для себя, но не 2 тонны, как это было у нас. Сверх указанных нормативов предусматривается единая ставка: 30 процентов от их таможенной стоимости, но не менее 4 евро за 1 килограмм веса в части превышения.
Что касается документов, то, согласно Таможенному кодексу ТС, подача таможенной декларации должна сопровождаться представлением документов, на основании которых она заполнена, и установлен перечень из 14 документов.
Однако в ходе переговоров казахстанской стороне удалось установить норму, согласно которой данный перечень может быть сокращен национальным законодательством государств – членов Таможенного союза, чем мы и воспользовались.
Теперь при декларировании в обязательном порядке будут представляться документы, подтверждающие полномочия лица, подающего таможенную декларацию, документы, подтверждающие совершение внешнеэкономической сделки, а также транспортные документы.
Никаких усилий не нужно
– Каким образом будет регулироваться ввоз из третьих стран овощей и фруктов, бытовой техники, других товаров народного потребления?
– Что касается овощей и фруктов, то у нас в Казахстане действовал льготный режим. Разрешалось ввозить до 10 тонн свежих овощей. При этом совокупный таможенный платеж составлял до 13 процентов стоимости ввозимого товара. Однако если ввозить их по новым тарифам (а там есть изъятие по фруктам, в силу их недостатка как и в России, так и в Беларуси), то в общеустановленном порядке растаможивать получается дешевле, чем по этим так называемым льготным условиям.
Кстати, у нас доля импорта овощей и фруктов, ввозимых по льготному режиму, стремительно сокращалась все эти годы. И оставалась лишь по той простой причине, что этот режим мог использоваться при отсутствии документов о происхождении товара. Поэтому никаких усилий не нужно предпринимать, чтобы перейти на новые правила. Но при этом участниками внешнеэкономической деятельности (ВЭД) станут только те, кто представит документы на ввозимый товар.
Что касается товаров народного потребления, то здесь действовал следующий порядок. Физическое лицо могло ввозить до 2 тонн товара стоимостью до 10 тысяч долларов партия, по таможенному тарифу 0,6 евро за 1 кг. Наши данные показывают, что от общего объема ввоза физическими лицами товаров объем ввезенного по этому режиму составил в 2009 году всего 2,7 процента. То есть незначительная часть импорта приходится на этот механизм, но если мы его сохраним (учитывая, что с 1 января ЕТТ – единый таможенный тариф – увеличился), то придем к тому, что начнет стремительно расти доля растаможки по льготной ставке.
Мне представляется, что отказ от этого подхода не затрагивает основную часть бизнеса, это, во-первых. Во-вторых, если мы его сохраним, думаю, учитывая, что ЕТТ выше, чем прежние ставки пошлин, у нас и самую дорогую одежду станут возить по весу. Не думаю, что это будет правильно с позиций развития экономики.
Льготы будут
– Не рассматривается ли льготный режим для ввоза лекарственных средств?
– Рассматривался. На переговорах по формированию единого тарифа на импортируемые товары Казахстан добился права на поэтапное введение таможенных пошлин на импорт фармацевтической и медицинской продукции. Лекарственные средства были включены в Перечень товаров, в отношении которых в течение пятилетнего переходного периода Казахстан будет применять ставки ввозных таможенных пошлин, отличные от ставок единого таможенного тарифа.
Это значит, что ставка таможенной пошлины на импорт лекарственных средств в первые три года будет нулевой. На четвертый год – 5 процентов, на пятый год – на уровне ЕТТ.
У вас есть миллион евро?
– Известно, что произойдут изменения в работе таможенных брокеров, – вроде бы теперь их станут называть таможенными представителями и потребуют обязательное обеспечение в миллион евро?
– Да, изменения будут. Мы исключили лицензирование для работающих в сфере таможенного дела, таможенных брокеров в том числе. С 1 июля эта деятельность будет осуществляться без лицензии – но с включением в реестр.
Включение в реестр будет осуществляться территориальными подразделениями Таможенного комитета.
Установили переходный период – те, кто начал работать до вступления в силу кодекса, смогут осуществлять свою деятельность в течение шести месяцев со дня его вступления в силу.
Вводится новый институт – институт таможенного представителя. Его существенное отличие от таможенного брокера в том, что таможенный представитель несет солидарную ответственность с клиентом. Таможенный брокер, по сути, выполнял по поручению клиента функции, связанные с таможенным декларированием, но при этом не нес солидарной ответственности. Такое качественное изменение функций потребовало соответствующего обеспечения. И 1 миллион евро – то минимальное обеспечение, которым должен обладать таможенный представитель. Это – не уставной капитал, а та сумма, которой он должен располагать.
Кроме того, вместе с лицензированием ушли и лицензионные сборы, которые составляли от 5 до 19 тысяч евро по всем видам деятельности.
Как вернут НДС
– Как будут уплачиваться косвенные налоги? По каким схемам будет идти возврат НДС?
– С 1 июля для уплаты косвенных налогов появится новый документ для участников ВЭД – заявление. Оно будет подаваться в налоговые органы. Хотелось бы особо отметить, что наши бизнесмены во взаимной торговле будут иметь преференции, связанные со сроками представления налоговой декларации. Она, согласно кодексу, должна быть представлена до 20-го числа месяца, следующего за месяцем поставки товара. То есть теоретически это может быть срок до 50 дней с момента получения товара. Это серьезный плюс, потому что в отличие от существующего на сегодня порядка можно иметь в запасе значительную отсрочку от уплаты налогов.
– А в случае экспорта?
– Косвенные налоги уплачиваются согласно законодательству тех стран, куда товар экспортируется. Например, НДС на импорт: если вы экспортируете в Беларусь, то импортер будет платить по законам Беларуси.
Хотелось бы отметить еще один важный нюанс. Если говорить об экспортерах, то в странах – участницах ТС существует правило нулевого НДС и соответственно – возмещение. Если в РФ возврат НДС осуществляется по закону в течение 180 дней, то у нас срок – до 60 дней. Для крупных налогоплательщиков, которые подпадают под мониторинг в течение 15 рабочих дней, эти требования закона остаются прежними. И это наше конкурентное преимущество в рамках ТС.
При взаимной торговле возврат НДС будет осуществляться на основе взаимообмена информацией между налоговыми органами стран-участниц.
Если у нас есть экспортер, то в России или Беларуси соответственно есть импортер. И после того, как импортер уплатил налоги, информация сразу поступает из страны, куда был поставлен товар, в нашу страну, и на основе этой информации производится возврат. Это очень важно. Для того чтобы исключить всякие махинации, лжеэкспорт или подделку документов.
Что мы выиграли?
– Какие позиции для казахстанской экономики, бизнеса в ТС вы считаете выигрышными, а какие – слабыми?
– Вступаем мы в ТС для того, чтобы для бизнеса были созданы условия, возможности работать на рынке, население которого 170 миллионов человек, поскольку развивать какие-либо производства исключительно на территории Казахстана с 15-миллионным населением, понятно, значительно сложнее. По многим направлениям просто невозможно выйти на точку безубыточности. То есть ТС создает возможность. Но возможность – это не гарантия.
Понятно, трудно создать какой-либо союз, где тебе предоставили только одностороннее преимущество и при этом ты не брал бы никаких обязательств.
И в такой же мере, в какой у казахстанского бизнеса появляется возможность выйти на российские, белорусские рынки, такие же возможности появляются и у российского, белорусского бизнеса по отношению к Казахстану.
Если говорить конкретно о тех преимуществах, которые появятся в результате реализации наших соглашений, можно говорить о следующем: поскольку на единой таможенной территории не будет таможенного оформления, то исключаются все издержки, связанные с ним, – и оплата услуг брокеров, и получение лицензии по целому ряду товаров, оплата услуг складов временного хранения. Отношения между нашими странами в рамках ТС будут уменьшать издержки бизнеса. И это – огромный плюс!
Интервью провела Наталия Буравцева, Астана