Памяти мэтра казахстанской кинематографии в музее искусств им. А. Кастеева открыли выставку его фоторабот «Мой Казахстан», и говорили о нем самые теплые слова Асанали Ашимов, Ермек Турсунов и многие его соратники, передает медиа-портал Сaravan.kz.
Творческая натура: кинооператор, сценарист, режиссер десятков художественных и телевизионных фильмов, председатель Союза кинематографистов Казахстана, отец двух сыновей, дед трех внуков и 9-летнего правнука, он был еще и знатным путешественником и фотохудожником! Две недели в музее им. А Кастеева в Аламаты зрители смогут наблюдать запечатленные им удивительные события и природные явления страны.
- Я этого человека люблю! - сказал на открытии выставки патриарх казахстанского кино, актер и режиссер Асанали АШИМОВ. - Игорь Александрович — это мой друг, каких немного. И до конца моих дней он таким для меня и останется. Вместе мы пришли в кинематограф, он после школы, я после академии искусств. Вместе работали, он как оператор, я как режиссер. И самый главный наш фильм - «Шокан Уалиханов». А на два его сценария в Казахском национальном театре драмы им. М.Ауэзова мы поставили спектакли. Он хороший драматург, сценарист. Я считаю, найдутся со временем люди, которые будут снимать по его сценариям. Вот такой был человек.
- Отцу посчастливилось творить на съемочной площадке вместе с Асанали Ашимовым и Арменом Джигарханяном, Абдуллой Карсакбаевым и Станиславом Говорухиным, Нурмуханом Жантуриным и Нургисой Тлендиевым, Тунгышпаем Жаманкуловым, Александром Абдуловым, Сатыбалды Нарымбетовым, Булатом Аюхановым, Владимиром Толоконниковым, Цой Гук Ином и Кадыром Косаем, Раисой Мухамедьяровой, Натальей Крачковской, Болотом Бейшеналиевым, многими другими звездами, звездочками и простыми работягами-киношниками, благодаря которым в результате мы могли видеть на экранах настоящее кино, - рассказывает сын мэтра Андрей Вовнянко. - А бережной хранительницей очага, закрывавшей все бытовые проблемы всегда была наша мама - Найля Рахимовна Вовнянко. Родители учились в одной школе № 54 в Алматы. Поженились, когда обоим исполнилось по 19 лет и в прошлом году отметили бриллиантовую свадьбу – 60 лет совместной жизни… К сожалению, уже через месяц после этого папы не стало...
- Мама была для него и музой, и первым читателем его сценариев, и главным врачом, и, как мы шутили, «генеральным продюсером», - продолжает Андрей. – А нам с братом Александром посчастливилось практически все школьные каникулы проводить на съемочной площадке очередной папиной кинокартины. Потом брат пошел по его стопам и как продюсер участвовал во многих знаковых казахстанских кинопроектах, среди которых «Шал» и «Келин» Ермека Турсунова.
Вспомнили и историю с «выселением» киностудии «Казахфильм» из Алматы за город.
- Красивая территория всегда всех раздражает, - вспоминает нынешний глава Союза кинематографистов Казахстана Ермек ТУРСУНОВ. - Много желающих, кусок-то сладкий. И всегда перманентно возникал какой-то человек с желанием забрать эту территорию. Наверное, хотели построить там очередной «человейник». Насколько я помню, тогда была идея перенести «Казахфильм» то ли в сторону Талгара, то ли Иссыка. Но нельзя этого делать! Потому, что это же не просто кусок земли, а сакральная территория, связанная с такими именами, как Шакен Айманов, Абдулла Карсакпаев. Знатная тогда была битва по поводу «Казахфильма», и Саныч (Игорь Александрович Вовнянко - авт.) был одним из зачинателей этого дела. Говорил: «Не отдадим!» Он был тогда председателем Союза кинематографистов Казахстана. Боевой такой слон, громкий, умел убеждать, поднять на борьбу, организовать киношников, при всем их разнообразии. Мы все забыли про свои драчки, объединились, потому что это все-таки родной наш дом, общее достояние, наш қара-шанырақ. Встречались с журналистами, подняли общественность, били в барабаны. В итоге отстояли, сумели довести до самых верхов. И Вовнянко был на острие этой битвы. Вот бывает редкое такое сочетание – организатора и творческого человека, когда он много сделал и как художник, и как организатор. Аура у него хорошая, чистый был человек! У него нигде не было каких-то личных, частных интересов. И люди знали, что он не пойдет к Президенту себе квартиру, медаль или орден просить. Он всегда за искусство за дело за идею.
На мемориальной плите, открытой в день памяти и 80-летия Игоря Вовнянко, высечены его слова: «Я страстно люблю кино и уважаю всех, кто без кино себя не мыслит». В этих словах суть его жизни.