Игорь ЛЕПЕХА: О зарплате участковых, включенных фарах и административных арестах

– Игорь Владимирович, сколько административных правонарушений зарегистрировано в стране с 2014 года?

– В 2014 году в республике было зарегистрировано 3 326 041 административное правонарушение, из них в Астане – 306 883, в Алматы – 414 253. За 6 месяцев этого года – 1 895 538 правонарушений, из них в Астане – 193 859, в Алматы – 210 162.

– Какие административные правонарушения являются наиболее характерными?

– По сравнению с аналогичным периодом прошлого года почти на 82 процента – с 13 300 до 24 127 – увеличилось количество нарушений правил содержания и выгула собак и кошек.

С 48 523 до 64 205 выросло количество любителей курения в общественных местах. С 34 807 до 42 401 увеличилось количество фактов мелкого хулиганства и с 92 103 до 101 002 – фактов распития алкогольных напитков и появления в общественных местах в пьяном виде.

– Какие действия подпадают под определение “неповиновение сотрудникам полиции”? Отказ ехать на медицинское освидетельствование или следовать за полицейским в отдел – это неповиновение?

– Согласно Закону “Об органах внутренних дел” каждое лицо обязано подчиниться требованиям полицейского, связанным с исполнением служебных обязанностей. Невыполнение требований расценивается как “неповиновение представителю власти” и предполагает штраф до 100 МРП, либо исправительные работы в том же размере, либо общественные работы до 120 часов, либо арест до 45 суток. В случае сопротивления сотруднику полиции штраф возрастает до 5 000 МРП, а срок ограничения или лишения свободы – до 5 лет. Если водитель отказывается пройти медицинское освидетельствование на определение алкогольного, наркотического и токсикоманического опьянения, то рискует лишиться прав на 2 года.

– Как считаете, следует ли еще более ужесточить административную ответственность – увеличить размер штрафов и сроки ареста?

– Полагаю, ужесточение административной ответственности не требуется.

– В каких регионах республики идет увеличение количества административных правонарушений?

– Наибольший рост административных правонарушений отмечен в Жамбылской области, он составил более 101 процента – с 42 888 до 86 311. В Алматинской области рост около 97 процентов – с 82 122 до 161 558. В Южно-Казахстанской области количество административных правонарушений увеличилось на 91 процент – с 67 317 до 128 455.

– Сколько сегодня получают сотрудник дорожно-патрульной полиции и участковый инспектор с выслугой?

– В соответствии с законодательством кандидат на должность участкового инспектора должен иметь общий стаж службы в органах внутренних дел 3 года и более. Сегодня средняя заработная плата участкового в звании лейтенанта со стажем службы 3 года – около 120 тысяч тенге. Инспектора дорожно-патрульной полиции в звании сержанта – 72 тысячи, лейтенанта – около 83 тысяч тенге.

– В Интернете все чаще появляется видео, где полицейские ведут себя неподобающим образом. Например, в пьяном виде управляют автотранспортом.

– По всем таким видеороликам проводятся проверки. Если совершены проступки, дискредитирующие полицейского и вина доказана, например, появление в нетрезвом виде, то в соответствии с Законом “О правоохранительной службе” такой сотрудник подлежит увольнению со службы. Возможно также привлечение к административной и уголовной ответственности.

– Сколько сотрудников административной полиции было привлечено к уголовной и административной ответственности?

– В 2014 году осуждено 27 сотрудников административной полиции, к дисциплинарной ответственности за нарушения ПДД привлечены 144 человека. За 6 месяцев этого года осуждено 11 сотрудников, дисциплинарно наказаны 57 человек.

– Многих интересует вопрос: правда ли, что теперь в городе можно ездить, не включая фар или ходовых огней?

– Это не так. Я сам в понедельник, 13 июля, слышал, как по радио сказали, что будто в мажилисе лежит проект об отмене этой нормы. Но пока это не будет законодательно закреплено, все ранее принятое продолжает действовать. Мы изучали результаты исследования, которые проводились во многих странах. Включенный свет позволяет сократить аварийность на 10–15 процентов. Зачем же от этого отказываться?

Говорят, у нас парк машин другой. Да точно такой же, как в России и Украине! Кто-то говорит, мол, лампочки перегорают. Но, по-моему, лучше пару раз в год их поменять, чем угодить в ДТП. В светлое время суток на всех движущихся транспортных средствах необходимо включать фары ближнего света или дневные ходовые огни. Человек периферическим зрением лучше и быстрее замечает машину с включенными фарами.

– Сколько ДТП произошло в стране начиная с 2014 года?

– В 2014 году в респуб­лике зарегистрировано 20 378 аварий, погибли 2 585 человек и 25 942 ранено. За 6 месяцев 2015 года зарегистрировано 8 216 ДТП, погибли 1 048 человек и 10 443 ранены. В Астане – 355 ДТП, 21 человек погиб, 389 ранены, а в Алматы – 2 418 ДТП, погибли 77 человек и 2 829 получили ранения.

– Сейчас все больше машин, глушители которых специально оборудованы так, чтобы производить больше шума. Предусмотрено ли за это наказание?

– Большинство владельцев “шумных” авто самовольно переоборудовали конструкцию глушителя, чтобы создать шумовой эффект. Наказание за подобные “модификации” – штраф 5 МРП. Кстати, за нарушение правил пользования звуковыми сигналами предусмотрен такой же штраф.

– Какие нарушения правил дорожного движения стали основными причинами аварий?

– По сравнению с аналогичным периодом прошлого года в 3 раза увеличилось число водителей, разговаривающих по сотовым телефонам, – с 42 815 до 132 050. Не пропускать пешеходов водители стали в 2,6 раза чаще – с 9 667 в прошлом году до 25 205. Количество нарушений со стороны самих пешеходов также выросло – с 52 803 до 83 169. Количество нарушений правил остановок маршрутных транспортных средств, перевозки пассажиров и грузов увеличилось в 2 раза – с 92 880 до 205 486. Превышать скорость водители стали в 1,7 раза чаще – с 86 886 до 147 118.

– Обязательно ли участковый инспектор должен быть на службе в форменной одежде или он имеет право ее не носить?

– В соответствии с приказом МВД участковые инспектора и их помощники в служебное время должны быть в форме. Но, участвуя в специальных, оперативных или других мероприятиях, они могут быть в гражданской одежде.

– Каковы основные должностные обязанности участкового инспектора? Имеет ли он право штрафовать водителей за нарушение ПДД?

– Участковый инспектор, особенно в сельской местности, решает задачи, которые выполняет целый отдел полиции. Он выступает в роли не только участкового, но и оперативника, дознавателя и сотрудника дорожно-патрульной службы. Участковый отвечает за охрану общественного порядка, занимается профилактикой, предупреждением и пресечением уголовных и административных правонарушений.

– Как обратиться к участковому инспектору и кому можно пожаловаться на него самого? Почему сегодня люди не знают своих участковых в лицо?

– Чтобы обратиться, надо прийти на прием в участковый пункт полиции. Информация о режиме работы и времени приема должна быть на видном месте при входе в помещение пункта. Кроме того, люди могут обратиться в дежурную часть территориального органа внутренних дел по многоканальному бесплатному телефону “102” или же направить письменное обращение по почте или через официальный сайт подразделения полиции.

Если участковый не исполняет свои обязанности, граждане имеют право подать жалобу вышестоящему руководству в письменном виде, набрать номер телефона доверия либо сообщив на сайты территориальных органов внутренних дел. Кроме того, можно обратиться в органы прокуратуры, а также в суд по месту жительства.

Насчет личного знакомства с участковым – этот вопрос не актуален для жителей сельской местности, которые, как правило, его хорошо знают. Сложнее обстоит дело в городах, где люди не знают не только участкового, а даже своих соседей.

– В Астане было создано подразделение дорожной полиции, где служили только женщины, – мол, они менее подвержены коррупции. Чем закончился эксперимент?

– Действительно, в ноябре 1999 года по инициативе акимата Астаны был создан женский взвод дорожной полиции – 27 человек. Но в целом такая работа – это большая нагрузка и в психическом, и физическом плане. С ней справится далеко не каждый мужчина, не то что женщина.

Представьте себе, что молодая девушка, будущая мама, хотя бы час будет регулировать дорожное движение в 40-градусный мороз, по колено в снегу или в воде, либо патрулировать город в ночное время. Руководство ДВД старалось не выставлять женский взвод на дорогу во время ухудшения погоды и в ночное время. Потом сотрудницы женского взвода начали переводиться в другие службы полиции, а их места постепенно заполнили мужчины.

Служба участковых инспекторов, особенно в сельской местности, также сопряжена с многочисленными трудностями. Это ежедневное пресечение семейно-бытовых, административных и уголовных правонарушений, проведение профилактической работы с лицами, ранее судимыми, а также состоящими на учете по категориям “алкоголик”, “наркоман” и “психически больной”. Естественно, женщин все это не привлекает.