Целый космический аппарат в маленькой комнатушке, система аудиотехники последнего поколения в полном комплекте. Электростатические громкоговорители, усилители, и еще невесть что, все в единственном экземпляре.
Одну из комнат алматинский изобретатель превратил в домашний выставочный павильон.
Аппаратура стоит уже два года, частенько в квартиру Сергея приходят серьезные бизнесмены послушать истинный звук. Результат один: резкоменяющееся лицо слушателя при третьей, максимум, пятой минуте звучания, в независимости от поставленной пластинки, будь то симфонический оркестр, гитарное соло или раскрученная попса. Все дело в эффекте присутствия, который дает ноу-хау изобретателя. Сергей нажимает на кнопку своего аппарата, и слушатель переносится на концертную площадку, конечно образно. Потом много возгласов "вау", "фантастика", "классно", "мне бы такое".
Лично я, прослушав на такой аппаратуре концерт "Дайр Стрейтс" еще год назад, больше диски этой команды в свой домашний центр не вставлял. Потому что это было бы тоже самое, что с 500-го "мерса" пересесть на "запорожец".
Хотя у меня по обывательским меркам музыкальный центр вполне сносный - я его покупал за 300 у. е. в магазине. Когда бизнесмены узнают себестоимость уникальной аудиотехники, их удивление возрастает в квадрате, а то и в кубе. К примеру, Сергей за счет открытых акустических эффектов готов создавать электростатические колонки даже из плотных целлофановых пакетов, причем мощность и качество звука обещает на порядок выше любых аналогов западных производителей.
Акустические системы класса High-End (высший предел) редко ласкают слух обывателей. Аппаратура крайне дорогая и производится в основном в поштучном виде, как правило, для рьяных поклонников чистого звука. Цена аудиосистемы класса High-End начинается с 5 тысяч долларов. С High-Endщиками Сергей встречался - они тоже в шоке. Не могут поверить, что такой звук можно создать в казахстанских условиях. Но дальше удивления и радостных возгласов дело не продвигается. Воодушевленные бизнесмены (их было не мало) расписывают бизнес-планы, подсчитывают прибыль от производства и пытаются внедрять, самую, что ни на есть, инновационную технологию. Казалось бы 100% конкурентоспособная продукция, наукоемкая и прогрессивная. Но после нескольких месяцев мытарств бизнесмены опускают руки. Оказывается, продавать экологически чистые семечки или строить новый ликероводочный завод в Казахстане куда прибыльней, чем осваивать производство совершенно нового товара. Разработка промышленных образцов, маркетинг, налаживание производства, борьба за рынок, раскрутка бренда и все это в жестких налоговых условиях - риск большой, ничем не застрахованный, а вот открыть с десяток саун или построить новый гипермаркет -вполне предсказуемый доход, через энное время.
Изобретение Сергея - это не идея на бумаге, и не модель из проволочек и картонки. Усилитель под заказ делали на заводе, электростатические громкоговорители собирали при участии дизайнеров. Все можно потрогать, послушать, пригласить специалистов и сравнить с другими аудиосистемами и т.п, а ведь подавляющее большинство отечественных ноу-хау - просто чертежи, графики и цифры. Нет средств у отечественных изобретателей, чтобы создавать демонстрационные модели, их порой нет и у НИИ. Отечественный научно-технический потенциал в большей мере напоминает хранилище древних рукописей море проектов и патентов на бумаге и крошечный процент их реализации, где-то на уровне одной десятой.
Самый простой пример. Еще лет пять назад Казахский институт научно-технической информации разработал солидную базу данных по отечественным разработкам в разных сферах производства. Около двух тысяч, так называемых, технологий и за несколько лет ни одна разработка не ушла за пределы базы данных, хотя проекты адаптированы под местные условия и большинство научно-технических предложений - от казахстанских НИИ.
Кстати, в РК организаций занимающихся научно-технической деятельностью несколько сотен. У нас и за спутниками наблюдают, и новые сорта пшеницы разрабатывают, и даже свои модели по искусственному интеллекту придумывают.
А вот чего у нас точно нет, так это инфраструктуры по реализации инновационных проектов. Идей много, но их не продашь, для этого необходимо доводить изобретение до технологии. Процесс дорогостоящий. Правда, многие отечественные изобретатели технологией называют практически любую идею, имеющую авторское свидетельство документ регистрирующий, что автор предложения заявил о своей задумке такого-то числа, месяца и года.
Так носятся по казахстанской земле кулибины со своими технологиями и ищут инвесторов.
Типичная ситуация для инновационного бизнеса Казахстана: сидит изобретатель в кабинете какого-нибудь директора, и демонстрирует все прелести своей суперреволюционной технологии по добыче энергии из воздуха на магнитиках из моторчиков китайских машинок, показывает наисовременнейшие камеры хранения на спичечных коробках российского производства. Сопровождается рассказ рисунками плохо пишущей ручкой за 15 тенге на пожелтевших листочках трехкопеечной тетрадки.
И убеждает автор бедного директора о громадных финансовых потоках и процветании фирмы, страны и мира, благодаря его разработке. Сам изобретатель в своих руках не держал суммы больше размера годовой премии и о рынке у него, весьма, смутные представления, так как всю жизнь просидел на фиксированной зарплате. Сидит владелец капиталов и думает, куда вкладывать - в изобретение, которое может принести миллионы, но через лет 10 с шансом на успех 1 к 50 или открыть пару магазинчиков, сауну с заправкой и получить не такой большой, но зато надежный доход уже года эдак через три. Если бизнесмен здравомыслящий он, естественно, выберет второе. И причина не в том, что бизнесмен далек от научно-технического прогресса. У него мало шансов довести детище изобретателя до казахстанского рынка.
На практике оказывается гораздо проще придумать что-то новое, нежели это новое довести до потребителя. Если на западе на одного изобретателя приходится с десяток реализаторов идеи на разных уровнях, начиная от проверки идеи, до маркетинга готовой технологии то у нас с точностью, наоборот, на 10 патентовладельцев - один реализатор.
В Европе или США крайне редко изобретатель сам общается с потенциальным финансовым донором. Для этого есть так называемые "бизнес-ангелы", то есть посредники между авторами идей и финансистами. Они реально оценивают возможности рынка для ноу-хау и способны дать определенные гарантии бизнесмену в успехе мероприятия. Но это уже элементы венчурного бизнеса. В нашей Республике эта сфера еще не освоена. По мнению многих специалистов, экономическая система страны слабо реагирует на инновационные продукты. Частный капитал проходит мимо отечественных изобретений.
На сегодняшний день государственная программа по индустриально-инновационному развитию в частном секторе не работает.
От редакции:
Уважаемые читатели, этим материалом мы начинаем серию статей о венчурном бизнесе и инновационном рынке в РК. Следите за продолжением темы в ближайшее время.