Идея внедрения в Казахстане водно-угольного топлива потерпела фиаско

Все намерения запустить пилотные установки в Усть-Каменогорске и Семее так и остались намерениями.

Речь о так называемом ВУТ – водно-угольном топливе, или суспензии, содержащей измельченный уголь. Как это часто бывает, в свое время темой занялись на крупных угольных карьерах. Дело в том, что к 60–70-м годам прошлого века в угледобывающих странах, развивающих гидродобычу, накопились колоссальные объемы взвесей и “хвостов”. Требовалось найти способ их применения.

Тему подсказал давний домашний способ размачивать уголь, прежде чем загружать в печку. Так родилась технология, когда уголь, поданный в горящую форсунку в виде водно-дисперсионной смеси, сгорает при температуре около 1 тысячи градусов. При этом в присутствии перегретого пара выделяет горючие газы.

Первые же эксперименты с новой технологией дали потрясающий эффект: в разы снизились выбросы диоксида азота и диоксида серы, уменьшились затраты в расчете на одну гигакалорию, и, напротив, повысилась долговечность оборудования из-за практически полного сгорания горючего. К нулю оказался сведен фактор взрывоопасности сухой угольной пыли.

Факел ВУТ сжигает всё

В Восточном Казахстане идею использования нового топлива предложил директор ТОО “Вибромаш УК” Анатолий КОВШИК. Еще в 90-х к нему, как изобретателю в области горнорудной переработки, обратились предприниматели из Кузбасса. По их просьбе он разработал оригинальную установку по приготовлению ВУТ. С тех пор, по словам изобретателя, его вибромельницы действуют в Кемерово на испытательном полигоне, а также в ряде котельных в Сибири.

Анатолий КОВШИК

– Водно-угольное топливо должно отвечать определенным требованиям по гранулометрии, то есть размеру частиц, – пояснил изобретатель. – Если бросить в воду крупные частицы, они сразу осядут. Но если пространство между ними заполнить более мелкими, получится вроде компактной упаковки, обладающей собственной вязкостью. Мелкие частицы, образно говоря, цементируют смесь и могут удерживать массу в однородном состоянии.

Первыми начинают загораться самые мелкие крупицы, они раскаляют более крупные до температуры воспламенения, и тогда факел горит устойчиво. Наша вибромельница как раз обеспечивает нужную гранулометрию.

В Интернете приведена масса примеров использования ВУТ. В США, скажем, с 2010 года в рамках программы “Чистый уголь” с общим объемом финансирования 6 миллиардов долларов запатентованы десятки суспензий со сложными добавками в зависимости от сорта угля. В Китае в 2001 году производилось больше 2 миллионов тонн ВУТ, и к 2020 году, в соответствии с планами государства, эта цифра должна достигнуть 100 миллионов тонн. В России котельные стали переходить на ВУТ с начала “нулевых”. Например, в городе Белово Кемеровской области перевод котельной завода горношахтного оборудования с мазута на новое топливо дал экономию 1 миллион рублей за первые 20 дней работы.

– Мы провели расчеты, – рассказал Анатолий Васильевич. – Водно-угольное топливо намного дешевле, чем мазут, дешевле, чем слоевое сжигание угля, пылеугольное топливо и даже газовое.

Низкая стоимость одной гигакалории объясняется тем, что суспензию можно получать из шламов. Полнота сгорания – 95–97 процентов, иначе говоря, решается вопрос золоотвалов.

По нашим замерам, вредные выбросы в атмосферу сокращаются в 2,5–3 раза, по данным, которые приводят китайские специалисты, – в 10–12 раз. Причем самая оптимальная выгода просчитывается для малых и средних котельных.

Неудивительно, что в восточноказахстанском Центре экологической безопасности сразу ухватились за идею внедрения ВУТ на местных котельных. “В Усть-Каменогорске это могло бы решить проблему экологического неблагополучия”, – отметил директор центра Геннадий КОРЕШКОВ.

Надо бы технически, а не бюрократически

В инженерном плане котельная на ВУТ – это предприятие с серьезными механизмами, автоматикой. Конвейер, мельница, дозаторы, насосы, фильтры, бункеры, сам котел, реконструированный под новый вид топлива... По щелчку пальцев такое оборудование из воздуха не возникнет. Нужны вложения. “Мы сделали расчеты для котельной в усть-каменогорском районе Аблакетка, – пояснил изобретатель. – На все работы требовалось 140 миллионов тенге. Как показал опыт россиян и китайцев, инвестиции окупаются за полтора-два года”.

С инициативой пилотного проекта на Аблакетке пару лет назад выступили местные органы власти.

Котельная этого района входит в АО “Усть-Каменогорские тепловые сети”, в свою очередь единственным учредителем АО является акимат города. На сайте предприятия есть информация о выплате акционерам дивидендов, например, за 2016 год (41 миллион тенге). Именно такую смету руководство Усть-Каменогорска рассчитало на новаторский проект в 2015 году.

– Мы создали с теплосетями совместную группу, выбрали котельную, разработали техзадание, – рассказал Анатолий Васильевич. – Просчитали расходы. У предприятия на тот момент имелся чистый доход в сумме около 60 миллионов тенге. И тут начались бюрократические заморочки. Мы собирались раз, второй, третий. И при акиме, и при замакима, и с начальником финотдела, и с главным бухгалтером. Представьте – так и не нашли способ, как передать средства! Идею замотали.

Аналогично произошло с Семеем: создали рабочую группу, нашли котельную, подготовили документы, передали их в областной акимат. На этом все закончилось. И до сих пор никому ничего не нужно.

К слову, это не первая попытка реализовать проект в Восточном Казахстане. В конце 90-х была возможность запустить котельную на ВУТ в замерзающем Курчатове, руководство области даже направило соответствующее письмо. Однако, по словам Ковшика, в областном управлении энергетики и ЖКХ отчитались о более значимых работах и освоении на них всех средств.

И все-таки, появится ли в Восточном Казахстане новый вид экологичного и экономичного топлива? По словам инноватора, бизнесмены готовы переводить свои предприятия на ВУТ, и хорошая технология несомненно будет внедрена и покажет себя. Вопрос только когда?

Вряд ли среди предпринимателей найдется смельчак, готовый рискнуть десятками миллионов тенге, не имея перед глазами убедительного эффективно действующего образца. “Надо запустить пилот, и отработать на пробном котле все тонкости технологии, – заметил в заключение Анатолий Ковшик. – Проработать хотя бы один отопительный сезон, получить результат. Заказчиком на такой проект должна выступить местная исполнительная власть. Так будет правильно. При начинании нового дела невозможно предусмотреть всё заранее, нужно иметь возможность что-то изменить, настроить. А уж тогда, мы уверены, появятся заказчики из числа бизнесменов”.

Усть-Каменогорск