В Казахстане вступает в силу закон "О национальных реестрах идентификационных номеров". СИКов не будет! РНН отменяется!
Теперь каждому из нас - будь то лицо физическое или юридическое - присвоят номер. Индивидуальный идентификационный (ИИН) или бизнес-идентификационный (БИН) соответственно.
Все эти номера войдут в единую систему учета. То есть абсолютно всех граждан пронумеруют и "подошьют в папочку", в электронном виде, естественно.
Мы не пионеры в таком виде учета. Идентификационные номера, как известно, введены в России, где процесс встретил неожиданно упорное сопротивление со стороны церкви.
В обращении Священного Синода к правительству говорилось: "Согласно нормам светского права, в частности, российской Конституции, сбор, хранение и использование информации о частной жизни лица без его согласия не допускается. …Нас беспокоит отсутствие доступа граждан к информации о них, которая может содержаться в электронных хранилищах налоговых органов и других административно-финансовых учреждений, и возможность использовать эту информацию во вред людям. Мы настаиваем на необходимости иметь альтернативную систему учета граждан и предоставления им социальных, медицинских, страховых и прочих услуг.
Полагаем полезным через диалог с государственной властью добиваться установления максимального общественного контроля за сбором компьютерной информации о гражданах и вообще за процессами, могущими привести к нарушению тайны частной жизни, свободы вероисповедания и передвижения. Необходимо противостоять любым попыткам чиновников привносить в нашу жизнь элементы всеобщей идентификации, лишая их главного оружия - наших пассивности и безразличия". Пять тысяч налогоплательщиков, несогласных с "нумеризацией" всей страны, направили обращение непосредственно президенту Путину.
В Москве и других годах проходили бурные митинги верующих, отказывающихся получать номера. Отвечая журналистам, несколько обескураженным такой реакцией - ведь цифры, собственно говоря, имеются и в паспорте, и в старом свидетельстве о присвоении РНН - организаторы акций протеста говорили о стремлении властей к "всеохватности контроля над людьми".
Затем страсти несколько улеглись, поскольку налоговым ведомством была разработана специальная анкета для верующих, но дискуссии на тему нарушения прав человека не утихают до сих пор.
Казахстанский Союз православных граждан также считает необходимым ввести "альтернативный учет православных граждан, не желающих принимать по своим религиозным убеждениям идентификаторы человека".
В чем же причина такого страстного противодействия рутинному, казалось бы, казенному мероприятию? Вчитаемся в строки отечественного закона. Идентификационный номер применяется при:
1) регистрации актов гражданского состояния;
2) выдаче документов, удостоверяющих личность;
3) государственной регистрации объектов недвижимого, движимого имущества, а также иных объектов, приравненных к недвижимым вещам;
4) осуществлении платежей и переводов денег, в том числе при перечислении обязательных пенсионных взносов и социальных отчислений, а также исполнении налоговых обязательств;
5) открытии и ведении банковских счетов в банках и организациях, осуществляющих отдельные виды банковских операций;
6) выдаче документов разрешительного характера;
7) выдаче документов регистрационного характера;
8) выдаче военного билета, удостоверения личности офицера;
9) статистическом учете;
10) осуществлении внешнеэкономической деятельности;
11) регистрации избирателей на выборах и участии в республиканских референдумах;
12) ведении информационных систем центральных государственных органов и иных государственных учреждений;
13) государственной регистрации (перерегистрации) юридических лиц или учетной регистрации (перерегистрации) филиалов и представительств;
14) государственной регистрации (перерегистрации) индивидуальных предпринимателей;
15) других случаях, установленных законодательными актами Республики Казахстан.
То есть, по сути, нет такой сферы нашей жизни, где можно было бы обойтись без пресловутого номера. Проскочить, так сказать, мимо системы учета. А если вдруг лазейка каким-то образом и обнаружится, на это есть пункт 15 - "другие случаи". Кстати, для того, чтобы новый закон мог реализоваться, необходимо внести изменения в пятнадцать уже существующих законодательных документов.
Полагаю, потребуются и героические усилия государственных служащих по сбору и обработке сведений. Ведь до сих пор большой объем материала фиксируется по старинке на бумаге, поскольку автоматизация во многих учреждениях либо отсутствует, либо только начала внедряться.
По мнению юристов, неплохо было бы, прежде всего проанализировать и учесть опыт других стран по разработке и ратификации закона "О защите человека от сбора и использования сведений личного характера" и аналогичных ему.
Я провел блиц-опрос среди своих знакомых на тему "оцифровки" всех нас. Мнения разделились, если не считать, что многие пока просто не понимают, чем ИИН будет отличаться от РНН.
Некоторые из респондентов уверены, что нововведение весьма удобно: не нужно путаться в бумажках, хранить их, то и дело теряя какую-нибудь. Достаточно будет знать свой личный номер, чтобы вступать в отношения с государством.
По мнению же более радикально настроенных граждан, государство не вправе требовать от своих граждан обязательного принятия ИНН, поскольку при этом нарушаются гарантированные конституцией права личности, в частности, права на неприкосновенность частной жизни.
Логичнее было бы оставить действовать строго функциональные идентификаторы. Например, номер налогового дела - ведут налоговые органы, расчетного счета в пенсионном фонде - ведет ПФ, номер паспорта или удостоверения личности - министерство юстиции. То есть от идентификатора человека перейти к нескольким предметно ориентированным идентификаторам документов. И таким образом "развести" по ведомствам информацию - налоговую, пенсионную, паспортную, медицинскую. Скептики утверждали, что новый закон разработан людьми с очень высокими доходами и непосредственно для них. В целях сбережения этих самых доходов, бросающихся в глаза криминальному элементу и, следовательно, собственной безопасности. Ведь теперь при заполнении налоговой декларации не нужно будет указывать адрес и т.п, а только номер. Были и крайне резкие высказывания, типа: "Что у нас, лагерь, что ли?".
А мне лично почему-то вспомнился американский фильм "Враг государства". По сюжету в сенате лоббируется закон, разрешающий тотальный контроль за людьми: с помощью спутниковой связи и "жучков" действия любого человека можно отследить, где бы он ни находился, пусть даже в собственной ванной. Проект еще даже не рассматривается, а машина уже вовсю действует - прослушиваются телефоны, в секунды определяются точные, вплоть до пересечения улиц, координаты нужного "объекта".
Вспомнилось и неприятное чувство, посетившее меня во время визита в банк за кредитом. Взяв мое удостоверение личности, приветливая девушка через десять минут имела полную информацию о моих доходах за последний год. В кредите мне тогда отказали - не тот оказался рейтинг. А недавно я получил из того же банка умопомрачительной красоты конверт с письмом, где в изысканнейших выражениях, обращаясь по имени-отчеству, меня приглашали получить кредит.
Ларчик просто открывался: за это время я начал получать зарплату в несколько раз больше прежней. Выходит, банк следил за мной, имея при этом доступ в базу данных о налогах?
А взять поступивший недавно в парламент проект закона о негласном доступе правоохранительных органов к нашим телефонным разговорам!? Такое ощущение, что мы все давно под колпаком… Осталось пронумеровать.