И соломку не подстелешь

Сигнал SOS поступил из хозяйств Уланского, Абайского, Тарбагатайского районов. В Шемонаихинском, Глубоковском, Зыряновском районах уже скупают жмых.

В южных районах Восточного Казахстана скот и лошадей традиционно выгоняют на тебеневку. Днем животные пасутся, откапывают сухую траву, на ночь в кошарах получают минимум сена или соломы. В советское время в случае погодных аномалий срабатывала приказная система: корм привозили из других районов. Гибели скота не допускали.

– Был случай: когда заполняли Шульбинское водохранилище, 100 голов лошадей ушло под лед, – говорит глава ТОО “Иртыш” Анатолий БАРКОВ. – Тут же “сверху” поступил приказ – с каждого хозяйства взяли по 3–5 лошадей и восстановили утрату. Была взаимовыручка. А сейчас кто согласится отдать свой табун?

Даже в послевоенные годы в сельском хозяйстве края о джуте не было и речи. С середины 70-х в Восточном Казахстане началось создание мощной системы орошения. Только в Таврическом районе было 2 тысячи поливных гектаров. По трубам с метровым диаметром вода поступала из Иртыша на поля. Потребности в кормах закрывались полностью.

Затем оросительное управление обанкротилось. Магистральные водоводы выкопали, продали на металл, оборудование убрали. А ведь без мелиорации заниматься скотоводством невозможно. В прошлом году, по информации областного управления сельского хозяйства, из республиканского бюджета выделили почти 470 миллионов тенге на разработку проектов по реконструкции 15 гидросооружений в Бескарагайском, Урджарском, Кокпектинском, Зайсанском, Тарбагатайском районах. Чиновники пообещали вернуть полив на 10 с лишним тысячах гектаров. Но грандиозные планы – пока только на бумаге.

Усть-Каменогорск