И снова 500 тенге за доллар: валютный прогноз эксперта на май-2022

Только так можно будет заякорить инфляционные ожидания потребителей и бизнеса, снизить процентные ставки и перейти от подстраивания к новым экономическим условиям к ускоренному росту.

С начала военного конфликта в Украине прошло два месяца. Какие выводы за этот период можно обозначить в отношении позиций тенге и экономики Казахстана в целом? В какой степени на фоне нынешнего геполитического кризиса мы зависимы от России и насколько ощутимы те негативные последствия, что косвенно коснулись нашей страны? Что ожидает валютный рынок Казахстана в ближайший месяц – динамика приобретает более положительный характер или же, напротив, ранее озвученные риски становятся вполне реальны?

На эти вопросы Caravan.kz ответил Нурбек Искаков, аналитик компании Esperio.

«Главный вывод, который можно сделать по истечении двух месяцев военного конфликта России и Украины заключается в том, что антироссийские санкции, какими бы жесткими они не были, в условиях стабильно высоких цен на энергоносители не несут столь сильных негативных изменений, к которым казахстанская экономика и нацвалюта не могли бы быстро приспособиться без нарушения позитивной динамики ВВП Казахстана.

Да, если мы посмотрим на мартовские данные по индексам деловой активности (PMI) в Казахстане, то увидим, что и промышленный сектор, и сфера услуг ушли на территорию спада 46,8 и 49,0 пунктов соответственно. Однако, эти показатели рассчитываются на основе опросов мнений, как мы понимаем в период геополитической турбулентности, негативные эмоции преобладают, в том числе и бизнес-среде, значит показатели могут оказаться занижены», - обозначил аналитик.

Что касается фактических данных, то, по словам эксперта, мы видим, что темпы роста ВВП Казахстана в марте достигли 4,4%, превысив аналогичный показатель 2021 года в 4,0%. Скорость расширения промышленного производства в марте 2022 года увеличилась до 8,1%, максимального показателя с декабря 2021 года. Налоговые поступления за первый квартал 2022 года, благодаря высоким цена на нефть, ослабевшему тенге и экономическому росту, превысили в два раза показатель аналогичного периода 2021 года.

По мнению Искакова, основной уязвимостью экономики Казахстана стал курс тенге, инфляция и логистика. Избыточное падение курса национальной валюты Казахстана, вместе с логистическими ограничениями поставок товаров из-за санкций, привело к росту инфляционных ожиданий, а затем и к всплеску самой инфляции, в марте она достигла 12,0% против февральского значения в 8,7%.

«К сожалению, инфляционные ожидания быстро растут, но медленно снижаются. Граждане смотрят на курс тенге и находятся в некотором замешательстве, пытаясь понять на сколько устойчивым является текущее укрепление нацвалюты. Пока у большинства не появится уверенности в стабильности курса, повышенный уровень инфляции будет сохраняться.

Поэтому стабильность тенге должна быть главным приоритетом для руководства Казахстана. Только так можно будет заякорить инфляционные ожидания потребителей и бизнеса, снизить процентные ставки и перейти от подстраивания к новым экономическим условиям к ускоренному росту», - предположил специалист.

Вместе с тем, аналитик подчеркнул, что основным рычагом влияния событий в Украине на экономику Казахстана являются цены на нефть.

«Пока мы видим, что растущие риски эмбарго на поставки российской нефти в страны ЕС из-за спецоперации в Украине, приводят к росту нефтяных котировок. Есть некоторые проблемы с логистикой поставок нефти из Казахстана, но все это пока с лихвой компенсируется более высокими ценами.

Так что влияние геополитики на экономику Казахстана, пока можно назвать очень умеренными, особенно в сравнении с последствиями для экономики России. Но, не стоит забывать, что есть и другие угрозы, в частности риски замедления мировой экономики, которые могут при продолжении военных действий в Украине, привести к резкому снижению цен на нефть, а как следствие сокращению доходов республиканского бюджета Казахстана.

Тогда, нивелировать санкционный ущерб будет просто нечем, мало того резко вырастет дефицит бюджета и может возникнуть необходимость в ослаблении тенге к уровням марта 2022 года. Поэтому к отчетливым сигналам, вроде падения ВВП США в первом квартале 2022 года на 1,4%, сейчас стоит отнестись очень серьезно, они могут быть предвестниками реализации риска спада в мировой экономике и сильного снижения цен на нефть. Тогда негативное влияние геополитики на экономику Казахстана станет гораздо более ощутимым», - добавил Нурбек Искаков.

Аналитик также считает, что текущие курсовые уровни – 435,0-445,0 тенге за доллар США и 460,0-470,0 тенге за евро – уже находятся на отметках, которые на горизонте 2022 года можно назвать непреодолимыми. Это не значит, что прямо сейчас начнется новая волна снижения курса нацвалюты Казахстана, но это обстоятельство сильно повышает вероятность того, что в вблизи текущих значений в ближайшие месяцы валютный рынок нащупает «потолок» для укрепления тенге, после чего и начнется новая волна его ослабления. Май в этом сценарии становится как бы переходным месяцем от завершающегося сейчас этапа укрепления курса тенге, к периоду его ослабления с целями повтора мартовских минимумов 500,0-510,0 за доллар США и 530,0-550,0 за евро во второй половине 2022 года.

«Как правило, подобные переходные периоды сопровождаются повышенной волатильностью, поэтому курс тенге в мае будет склонен к расширению торгового диапазона до 440,0-465,0 за доллар США и до 460,00-480,00 за евро.

При этом сохраняющиеся риски всплеска цен на нефть до $150,00 за баррель Brent из-за эмбарго на поставки российской нефти в страны ЕС, а также вероятное смягчение настроя ФРС и ЕЦБ к ужесточению монетарной политики после очень слабых экономических данных, повышает вероятность дополнительных попыток нацвалюты Казахстана к небольшому укреплению в первой половине мая, до 440,0 тенге за доллар США и 465,0 тенге за евро.

Но, чем ближе мы будем подходить к началу второго полугодия, тем очевиднее будут становиться замедление мировой экономики и сложности для цен на нефть удерживаться выше $100,00 за баррель Brent. Поэтому в мае, необходимо будет определиться с тем, нужна ли вам иностранная валюта на вторую половину 2022 года или не нужно. Иначе потом придется приобретать ее по значительно менее выгодному курсу», - резюмировал наш собеседник.