И рыбку съесть, и не отравиться

Решение провести экспертизу замороженной рыбы возникло у нас не случайно. В последнее время в обществах защиты прав потребителей заметно возросло количество жалоб на то, что замороженная рыба после оттаивания становится меньше и тоньше, а то и вовсе распадается на части. За что же тогда покупатель платит деньги?

Наш контрольный закуп мы провели в одном из оживленных мест – по улице Тимирязева, рядом с бывшей Выставкой достижений народного хозяйства – ВДНХ. На этой улице в коробках продается разнообразная мороженая рыба. Мы отобрали тушки нототении неизвестного производства, филе морского языка из Вьетнама, куски камбалы из Норвегии, очищенные тушки китайского кальмара… А в рыбном магазине, что неподалеку, купили стейк голубой акулы. Образцы мы отдали на экспертизу в РГП “Научно-практический центр санитарно-эпидемиологической экспертизы и мониторинга” Комитета госсанэпиднадзора при Министерстве здравоохранения Казахстана. Рыбу проверяли на наличие опасных веществ – свинца, кадмия, мышьяка, по органолептическим показателям, и взвешивали на весах до и после оттаивания, определяя массу ледяного покрытия, так называемой глазури. В трех образцах обнаружен свинец, правда, в пределах нормы. А вот ледяная корочка оказалась настолько тяжелой, что при разморозке рыба растаяла буквально на глазах! Замороженные стейки из голубой акулы мы купили 744 грамма по цене 1200 тенге за килограмм. После оттаивания рыба уже весила 478 граммов. Получается, мы заплатили несколько сотен тенге за… лед!

В похожей глазури продается филе телапии, морского языка, морского окуня. Вот и получается – покупаешь два килограмма рыбы, а после разморозки остается всего чуть больше килограмма! Обман потребителя, как говорится, налицо!

Рыба – продукт полезный, но недешевый – особенно морская, которую в Казахстан завозят сотнями тонн. Цена такой рыбки за килограмм – от 750 до 3500 тенге.

Как сообщили “Каравану” в Министерстве сельского хозяйства РК, в 2010 году в нашу страну было завезено 49 250 тонн рыбы и морепродуктов. Причем завозится это к нам из самых разных стран земного шара. В прошлом году к нам экспортировали рыбу даже из Чили (более 43 тонн), Аргентины (более 79 тонн) и Новой Зеландии (10).

Больше же всего рыбы к нам завозится из России (более 30 тысяч тонн), Норвегии (13158 тонн), Вьетнама (более 2800), Шотландии (495), Исландии ( 236), Китая (178), с Фарерских островов (177), из Тайваня (167), Канады (почти 129), Испании (102), Германии ( 85), Дании (72), Франции (10), Финляндии (7 тонн)…

Налаженный  поток поступает в Казахстан и из бывших советских республик Прибалтики. В 2010 году Литва поставила более 540 тонн, Латвия – почти 345 тонн, Эстония – почти 426 тонн.

Если продавец заверяет, что рыбка прибыла, например, из Объединенных Арабских Эмиратов или Турции, вполне возможно, так оно и есть. Другое дело, что в уличной торговле, впрочем, как и на рынках, покупателю вряд ли покажут подтверждающий документ о происхождении рыбы.

– Безусловно, рыба, особенно морская, очень нужна казахстанцам, испытывающим недостаток йода в организме, – говорит специалист отдела гигиены питания РГКП “Научно-практический центр санитарно-эпидемиологической экспертизы и мониторинга” Комитета госсанэпиднадзора кандидат медицинских наук Маргарита БЕРДЫЧЕВА. – Но мы – за качественную рыбу! На деле получается, что потребитель платит за закусок льда по цене рыбы.

Экспертиза, проведенная в референс-лаборатории санитарно-химических исследований, дала следующие результаты. Превышение доли глазури в тушке нототении – около 12 процентов при норме 2–4. Максимальное превышение обнаружено в стейке голубой акулы: масса льда при норме 2–4 процента – 35,8! В морском языке, одном из популярных видов рыбы, показатель ледовой глазури – 30,5 процента (при норме 2–4). В камбале – 29,1 процента, в тушках кальмара – 34,3.

При этом надо помнить, что глубокая заморозка, особенно повторная, скрывает подлинное качество товара!

Как же получилось, что рыба буквально напичкана водой? Например, как иностранные производители готовят свежую рыбу для отправки в другие страны и последующего длительного хранения, стало наглядно видно из цикла телепередач одного из ведущих российских телеканалов. Особенно впечатлил сюжет о том, как свежую тушку рыбы китайские умельцы прокалывают металлической щеткой. Затем опускают в воду, в которую добавляют различные консерванты (в том числе антибиотики), помогающие сохранить продукт. Химические вещества в замороженной рыбе порой выдают себя при разморозке характерным запахом лекарств.

А почему растаявшее филе распадается при приготовлении? Да потому что его мышечная ткань повреждена подобной щеткой! Кстати, в процессе транспортировки рыбу могут повторно замораживать в воде – так ее масса увеличивается еще на 10–15 процентов.

Как сообщили “Каравану” в Комитете технического регулирования и метрологии Министерства индустрии и новых технологий, сейчас в Казахстане действует шесть государственных и 11 межгосударственных стандартов на замороженную рыбу и морепродукты, регламентирующих требования к их качеству.

– Исследование показателей доли ледяной глазури в рыбной продукции актуально в связи с выходом новых “Требований к безопасности рыбы и рыбной продукции”, вступивших в силу в сентябре 2010 года, – продолжает Маргарита Бердычева. – В частности, в разделе “Требования к упаковке, маркировке рыбы и рыбной продукции” говорится, что маркировка должна содержать следующую информацию: принадлежность рыбы к району промысла, ее длину и массу, вид разделки.

К сведению потребителей: для мороженой продукции массу нетто производители должны указывать без учета массы глазури или специального защитного покрытия. Их  доля указывается отдельно! Этот регламент будет принят и в России – основном поставщике рыбы в Казахстан. Другие импортеры, работающие с нашей страной, тоже должны его придерживаться.

Еще мы заинтересовались вопросом: может ли покупатель, далекий от рыболовного промысла, определить, что за заморская рыба продается на рынках и в магазинах? Ведь ее стоимость на рынке достаточно высока! И где гарантия, что на прилавок не попадет опасный для здоровья продукт?

По мнению нашего эксперта кандидата медицинских наук Маргариты Бердычевой, определить породу рыбы неспециалисту достаточно сложно. Может, в этом помогут экспертиза, санитарные врачи?

– Нет, определить принадлежность обезглавленной рыбной тушки к тому или иному виду под силу только опытным специалистам-ихтиологам, поэтому фальсификация рыбы и рыбной продукции вполне возможна, – продолжает Маргарита Владимировна. – Мы также категорически против продажи рыбы на улице. Перепады температур ведут к разморозке, а потом повторной заморозке. Это ухудшает качество рыбы, способствует обсеменению ее микробами.

К тому же продукт теряет свои питательные свойства, и покупатель платит за кусок бесполезной субстанции с рыбным запахом.

Но одно дело – лед, другое – наличие в рыбе химикатов, солей тяжелых металлов, которых и так хватает в наших продуктах питания. Рыба очень хорошо впитывает свинец и кадмий. Специалисты Роспотребнадзора регулярно проверяют на рынках филе пангасиуса, которого разводят во Вьетнаме. Эта рыба в последние годы вызывает массу споров. С декабря 2008 года импорт всех морепродуктов из Вьетнама в Россию вообще был запрещен. Затем инспекция Россельхознадзора, работавшая во Вьетнаме, обновила список местных фирм, которым разрешено поставлять рыбу и морепродукты в Россию. В то же время российские СМИ пишут о том, что дельта реки Меконг, где добывают и разводят пангасиуса, загрязнена сливами с заводов, канализационными стоками. Такая рыба опасна для здоровья!

Между тем на алматинских рынках филе пангасиуса продается круглый год! К слову, в 2010 году в Казахстан завезено из Вьетнама 792, 98 тонны этой рыбы, Литвы – 25 тонн этой рыбы. Вся ввозимая рыбная продукция должна проходить экспертизу на безопасность. Но где гарантия, что пангасиус не попал к нам контрабандным путем из той же России и вообще не проходил проверку?

Есть или не есть такую рыбу, как пангасиус, конечно, личное дело каждого. Но знайте: соли тяжелых металлов имеют свойства накапливаться в организме, а после “выстреливать” тяжелым заболеванием почек, печени.