И не дизелите!

Через неделю после того, как аграрии пожаловались на подорожавшую солярку, стало окончательно понятно, что никто ценники на более доступные менять не собирается.

Продовольственная безопасность страны под угрозой. Как рассказали в начале августа в Союзе фермеров Казахстана, многие аграрии не знают, как будут убирать урожай: солярка за летние месяцы подорожала почти на четверть. Если не решить вопрос в кратчайшие сроки, то многих ждет банкротство, а страна может остаться без хлеба.

– Цена растет постоянно. Два года подряд, в 2016 и 2017 годах, тонна дизтоплива стоила 87 тысяч тенге, но почему-то в 2017–2018 году цена выросла до 150 тысяч, а потом еще выше стала – 160–170 тысяч тенге.

Мы просим всего лишь дать разъяснение: почему растет цена? Почему никто не дает данные, откуда складывается такая стоимость?

Я, как президент Союза фермеров Казахстана, могу дать себестоимость товаров любого фермера, товаропроизводителя – хоть по растениеводству, хоть по животноводству, овощеводству. Могу сказать, почему зерно стоит, к примеру, 40 тысяч. Почему его себестоимость, к примеру, 25 тысяч, – говорится в обращении главы Союза фермеров Казахстана Ауезхана ДАРИНОВА.

На неделе вице-министр энергетики РК Болат АКЧУЛАКОВ попытался объяснить ситуацию. По его словам, основная причина последнего удорожания – повышенные акцизы, введенные МНЭ с июня по ноябрь. В летние месяцы за тонну солярки производители вынуждены платить 9 400 тенге.

Дизтопливо фермерам поставляют весной на посевную и осенью при уборке урожая. В начале года сельхозтоваропроизводителям выделили 375 тысяч тонн дизтоплива. На осенние поставки заявили 394,4 тысячи тонн. График расписан с июля по октябрь. Сегодня этот объем полностью расписан по областям. Государственное регулирование цен на дизтопливо отсутствует. Цена складывается на рынке. И если они падают, то это чисто волеизъявление представителей бизнеса, – подчеркнул Болат Акчулаков.

Задачей ведомства вице-министр энергетики видит удовлетворение спроса, а уже цена – это показатель сугубо рыночный. Суп без субсидий: как фермеры расплачиваются за непостоянство государственной поддержки

Попытались объяснить ситуацию и в НПП “Атамекен”.

– У нас в стране наблюдается переизбыток производства пшеницы при достаточно низкой урожайности этой культуры. Так как у наших фермеров средняя урожайность с гектара 1,2 тонны, им действительно достаточно сложно. При этом за счет улучшения технологий в странах, схожих с нашей по погодным условиям, с гектара получают до 5 тонн пшеницы. То есть разница налицо. Мы бы могли посоветовать фермерам либо переходить на более маржинальные культуры – рапс, сою, картофель, либо повышать урожайность, – говорит заместитель директора департамента АПК и пищевой промышленности НПП Жанна АКИШЕВА.

При этом представители ассоциации “KazEnergy” категорически против идеи субсидирования дизтоплива для фермеров.

– Стоимость ГСМ “сидит” в себестоимости любой продукции или производства. А если завтра строители придут и скажут: “Мы строим общежития для студентов. Молодым людям нужно дешевое жилье. Дайте нам удешевленное дизтопливо!” – они тоже будут правы. И так – со всеми. Поэтому мы считаем, что цены на все товары должны формироваться на рыночных условиях, – говорит исполнительный директор ассоциации Рустем КАБЖАНОВ.

Впрочем, это не первый раз, когда фермерам советуют либо повышать урожайность пшеницы, либо переходить с нее на более выгодные культуры.

Но, как уверяют аграрии, не все так просто: в Казахстане сложно достать элитные семена различных культур, стоят они достаточно дорого. А о переходе на другой вид земледелия и говорить не приходится: может понадобиться новая сельхозтехника, а денег на ее закуп у крестьян нет.

АСТАНА