И могила не исправила...

История, приключившаяся на шымкентских кладбищах, надолго повергла в шок не только всех горожан, но и ко многому привыкших полицейских и кладбищенских сторожей.
Нынешней зимой смотрители мусульманского кладбища заметили необычное явление, периодически появляющееся то на одной, то на другой могиле. Земля у могильного изголовья вдруг начинала проваливаться, образуя внушительную яму. Поначалу, сотрудники службы ритуальных услуг предположили, что просадки земли происходят из-за плохой работы могильщиков, - дескать, плохо могилу закопали. Но со временем это объяснение перестало выдерживать критику, - обвалы происходили как на свежих, недавно появившихся захоронениях, так и на могилах 10 - 20-летней давности, "качество" которых было уже проверено временем.
И хотя версия о том, что могилы вскрываются для разграбления, у ритуальщиков возникла также с самого начала, долгое время ее просто отказывались рассматривать всерьез. Не верилось, что кто-то из людей может дойти до такого беспредела. И только то обстоятельство, что количество обваливающихся могил неуклонно росло, и к середине января уже достигло нескольких десятков, вынудил ритуальщиков обратиться за помощью в правоохранительные органы.
Шымкентская полиция организовала постоянную засаду на мусульманском кладбище. И в одну из ночей, отнюдь не мистическая причина обрушения могил была выяснена, представ в виде совершенно реальной группы не призраков, но нелюдей. С поличным, при попытке раскопать очередную могилу, полицейские задержали двоих 30-летних парней и 24-летнюю девушку. Отпираться смысла не имело, и все трое задержанных тут же начали давать показания, заодно назвав имена еще шестерых своих подельщиков, в разное время принимавших участие в разграблении могил.
Как выяснилось на следствии, идея грабить могилы пришла в голову Сергею Дарию, 1972 года рождения, еще в 1998 году. Тогда же он самолично опробовал свой способ на христианском кладбище Шымкента. Однако заниматься подобным ремеслом в одиночку было боязно, да и тяжеловато. Поэтому настоящее дело развернулось с 2000 года, когда к Дарию примкнули сообщники - Александр Алексеев, Федор Гущин. Впоследствии к ним присоединились еще Дмитрий Герасименко, Арман Бердиев, и единственная девушка в преступной группе "могильщиков" - Ольга Кабашева.
Не "приработались" на специфическом промысле Игорь Морозов, Виктор Робуть и Ринат Муртазин, которые в разное время, по предложению все того же Дария, принимали участие в разграблении могил. Однако, сходив на дело по одному разу, ни кто из последней тройки не отважился больше продолжать подобные занятия, и от дела отказался.
Преступники разработали почти целую систему разграбления могил. В первую очередь, как признавался под следствием главарь Сергей Дарий, выбирались могилы по богаче, и желательно людей, умерших уже в преклонном, пожилом возрасте. Как цинично рассчитывали грабители, именно в таких могилах наверняка окажутся "черепа с золотыми коронками".
Вандалы аккуратно рыли лаз шириной 70 на 70 см в районе головы покойника, с помощью лома проламывали крышку гроба. А потом один из грабителей вползал в лаз, и, подсвечивая себе фонариком, с помощью клещей и отвертки проводил "стоматологические" операции по изъятию золотых коронок.
Постепенно преступники перешли на мусульманские кладбища, могилы на которых оказались куда более беззащитными перед подобным вторжением. Тело лежало гораздо ближе к поверхности земли, к тому завернутое лишь в саван, что избавляло от необходимости возиться с досками гроба. Преступники выяснили даже точный угол, под которым следует копать лаз, что бы максимально быстро и легко добраться до ниши, традиционной в мусульманских захоронениях. Всю выкопанную землю они аккуратно сбрасывали на кусок материи, заблаговременно уложенный рядом с могилой. А после того, как дело было сделано, вновь закапывали и утрамбовывали могилу, не оставляя таким образом никаких следов "раскопок". Именно такая аккуратность помогла им безнаказанно действовать на протяжении почти четырех лет, с 2000 до 2004 года.
Дела у грабителей шли неплохо. Хотя, по их утверждению, не во всех могилах они находили добычу, следствием было выяснено, что как минимум раз-два в неделю они добывали таким образом до 30-40 граммов золота. В общей сложности, по показаниям грабителей ими были разрыты порядка 500 могил на кладбищах в Шымкенте, Ленгере, Кентау, Джамбуле и Кызылорде.
Продолжительная безнаказанность, и полная деградация личностей гробокопателей (Дарий и его подельники признаны наркоманами), в конце концов привела к потери осторожности, и преступники стали плохо заметать следы преступлений. Потому то могилы на кладбищах и стали проваливаться, тем самым, выдав действия банды.
Примечательно, что когда преступники были уже пойманы и количество выявленных преступных эпизодов приближалось к полутысяче, у следствия появились трудности в поиске официальных заявителей. Не смотря на то, что сотни и сотни шымкентцев, вдруг выяснивших, что могилы их родственников разграблены, а сами покойные родственники подверглись надругательству, были до глубины души возмущены этим фактом, писать заявление на преступников почти никто не хотел.
Следствию необходимо было проведение эксгумации для однозначного установления хищения золотых коронок. И как раз это обстоятельство отпугивало многих из представителей потерпевшей стороны, - люди не желали вновь тревожить могилы своих родственников. Из 500 вскрытых эпизодов, только по 48 фактам удалось получить заявление от потерпевших сторон. Правда, этого полностью хватило для предъявления обвинения по статье 275 "Надругательство над телами умерших и местами их захоронения".
Шымкентский городской суд вынес организатору группы Сергею Дарию приговор в виде лишения свободы сроком на 4,5 года. Еще пять активных членов группы получили сроки от 4 до 2 лет заключения.
Игорь Морозов, Ринат Муртазин и Виктор Робуть, чье соучастие носило эпизодический, разовый характер, были амнистированы.