И концы в воду не спрячешь: ведутся ли секретные переговоры между Казахстаном и Россией?

Экологи не перестают бить во все колокола – на глазах мелеющая река грозит печальными последствиями. По словам министра Мирзагалиева, средний сток воды в водоеме составляет 10 кубических километров. В прошлом году он опустился до 4 кубических километров. А в 2019 году вообще скатился до 3,6 кубокилометра.

Аким Атырауской области Махамбет ДОСМУХАМБЕТОВ попросил профильного министра посодействовать в том, чтобы министерство обратило внимание на увеличение и синхронизацию сброса воды с водохранилищ, расположенных вверх по руслу реки Урал, как на территории Казахстана, так и соседней страны. Так что сегодня все надежды на россиян. Если соседи увеличат сброс воды с водохранилищ, тогда можно рассчитывать на спасение реки.

Министр Магзум Мирзагалиев пообещал поднять проблему на международном уровне непосредственно на встрече с министром экологии России. Во второй половине марта министры экологии Казахстана и России вновь собираются провести встречу по вопросу обмеления реки Урал.

В свою очередь, экологи видят риски сброса воды. И приводят свои доводы.

– Я разговаривала с водниками. Если сейчас откроют гидроузлы и водные хранилища в России и пустят к нам, мы утонем, – пояснила руководитель экологического НПО Галина ЧЕРНОВА. – Если откроют Ириклинское водохранилище, а оно обслуживает Магнитогорский медеплавильный завод, вся химическая ловушка хлынет к нам. Что мы будем тут пить? То есть у нас с вами типичная патовая ситуация. Тревогу о судьбе Урала начали бить еще в 1996 году. И тогда уже были плачевные и тревожные прогнозы. С того дня ничего не сделано. Проходят встречи на различных уровнях, и всё остается по-старому. В прошлом году по поводу обмеления реки между Казахстаном и Россией заключили какой-то договор, а о чем конкретно – общественность не знает. Она вообще не вовлечена в этот процесс. Что приняли? Разработали ли хотя бы предварительную программу? Ведутся какие-то тайные переговоры.

Вместе с тем для экономного расходования воды крупным недропользователям было настоятельно рекомендовано усилить работу по активному применению водооборотных технологий с применением передовых технологий очистки воды, в том числе – по очистке и обессоливанию каспийской морской воды. С тем чтобы максимально снизить объемы забора воды из пресноводных рек, протекающих по территории Прикаспия. К примеру, на сегодня компания “Тенгизшевройл” восполняет водные ресурсы региона на 49 процентов, а “NCOC”, разрабатывающая месторождение Кашаган, планирует довести этот показатель до 70 процентов.

– Это очень сильно затянулось. У них соответствующая технология должна была быть запущена еще несколько лет назад, но по каким-то причинам этого сделано не было. Вопрос ставим сейчас очень жестко, – отметил министр Магзум Мирзагалиев.

Руководитель Жайык-Каспийского Орхусского центра Шынар ИЗТЕЛЕУОВА предлагает провести реальный мониторинг водопотребителей с точки зрения количества использования воды, а кто внедрил водосберегающие технологии, – тех поощрять.

АТЫРАУ