Режиссер Пол Томас Андерсон по киношным, да и по общечеловеческим меркам, достаточно молод – ему всего 37 лет.
Однако он уже успел снять три заметных фильма, сделавших его имя синонимом знака качества, – “Магнолия”, “Любовь, сбивающая с ног” и, конечно же, “Нефть”, получившая восемь номинаций на “Оскар”, но удостоившаяся лишь двух статуэток: за лучшую операторскую работу и лучшую мужскую роль. Сам Андерсон (он номинировался за лучший фильм, оригинальный сценарий и режиссуру) остался ни с чем – его ставку перебили братья Коэны. Интересно, что и “Старикам тут не место”, и “Нефть” снимались одновременно и по соседству – вблизи городка Марфа в Техасе. Только там еще можно найти аутентичную натуру и для детективно-философской истории из 1980-х, и для масштабной драмы о нефтепромышленнике начала XX века.
…Дэниэл Плейнвью долго и упорно искал золото, а когда практически его нашел, обнаружил нефть. Так началось зарождение богатства и могущества, построенных на крови и смертях, хитрости и расчете, тяжком труде самого будущего магната и его рабочих, отрицании Бога и твердой вере в свои дела и поступки. Кроме того, однажды Плейнвью повезло: к нему пришел молодой человек Пол Санди и сообщил (не бесплатно, разумеется), что в окрестностях ранчо его семьи нефть буквально сочится из земли. Единственная заковыка в том, что тамошние земли принадлежат религиозной общине, где верховодит брат-близнец Пола – Элай Санди…
“Нефти” не зря прочили множество “Оскаров”. Не зря картина получила более 40 других призов, большая часть из которых приходится на долю изумительно сыгравшего Плейнвью британского актера Дэниэла Дей-Льюиса. Но что поделать, если в этом году академики отдали предпочтение не менее сильному фильму – “Старикам тут не место”, а оскаровская конкуренция была одной из самых серьезных за последнее время.
“Нефть” – экранизация одноименного романа Аптона Синклейра. Однако Пол Томас Андерсон назвал свою картину "There Will Be Blood", что можно перевести, как “Будет кровь”. Однако в кои-то веки русскоязычный вариант названия не менее удачен, чем оригинальный. Этот фильм – сам как нефть. Ищешь, разведываешь, буришь, ждешь, и вот она пошла, вот – прорыв! Так и лента Андерсона. За первые минут 10 не произносится, по-моему, вообще ни одного слова. Только музыка, причем очень необычная для кино, тем более кассового: сочетание мелодичной классики и зачастую похожих на какофонию звуков, рожденных смешением игры на музыкальных инструментах и работающей качалки, стучащих кувалд, входящих в землю опор – великолепная работа гитариста и клавишника группы Radiohead Джонни Гринвуда.
Напряжение нагнетается, нагнетается, потом один ложный “прорыв”, другой, третий – и наконец мощнейший финал, изумительно, обалденно сыгранный Дей-Льюисом и его молодым партнером, исполнителем ролей Пола и Элая Санди, Полом Дейно.
Оба актера, их точное и тонкое исполнение достойны высочайшей оценки. Впрочем, Дей-Льюис ее уже получил: и “Оскаром”, и “Золотым глобусом”, и BAFTA, и множеством других наград. 50-летний британец год (!) готовился к роли Плейнвью. Изучал архивные материалы и аудиозаписи, вырабатывал походку, осанку, мимику, манеру разговора и даже особый тембр голоса, а в процессе съемок много импровизировал. В итоге Дэниэл Плейнвью получился одновременно притягательным и отталкивающим. Жестокий профессионал, вроде бы имеющий душевные привязанности, но способный ради дела пожертвовать ими в любой момент. Готовый на все ради поставленный цели, однако при этом не забывающий о ближних. Способный на убийство и верящий в свое право карать.
Работа Пола Дейно, к сожалению, наградами не отмечена. Между тем изначально он должен был исполнить лишь маленькую роль Пола Санди. Только потом Андерсон придумал, что братья – близнецы. И Дейно действительно сыграл двоих, пусть и внешне похожих, но разных людей: расчетливого, предприимчивого Пола и проповедника Элая, елейно-приторного шарлатана, не менее падкого на деньги, чем его брат. Да так сыграл, что приходится смотреть титры, дабы убедиться, что это действительно один и тот же актер.
Оценка зрителей на сайте www.imdb.com (Internet Movie Database) – 8,5 из 10.
Оценка автора – 8,5 из 10.
Интересный факт
Когда мать Диллона Фризера, сыгравшего в “Нефти” сына Дэниэла Плейнвью, решала, стоит ли разрешать мальчику участие в съемках, она взяла в прокате фильм Мартина Скорсезе “Банды Нью-Йорка”. Там Дэниэл Дей-Льюис исполнил роль главаря банды, убийцы по прозвищу Мясник. Исполнил настолько убедительно, что мать Фризера запретила сыну сниматься. Тогда режиссер Пол Томас Андерсон послал ей диск с лентой “Эпоха невинности”, где у Дей-Льюиса положительная роль, и женщина дала согласие.
Дмитрий МОСТОВОЙ