Губит людей не водка, губит людей суррогат

Вот только ни производители спиртного, ни наркологи этого не подтверждают – первые кивают на улучшение учета, а вторые, оказывается, во время карантина спасали коронавирусных больных, а не алкоголиков.

Господа алкоголики, тунеядцы и “коронованные”

Привычная для многих населенных пунктов картина – толпа страждущих возле местного магазинчика сообща ищет копейки на опохмел, во время карантина стала встречаться реже. Как уверяют продавцы этих самых магазинчиков, потребители просто стали реже ходить группами и кассу теперь подбивают где-нибудь в жилых помещениях, а к ним уже приходит один гонец. Но желающих стало больше. Причем некоторые так расслабились, что регулярно выпивать продолжают до сих пор.

И статистика этот тезис косвенно подтверждает. За январь – октябрь 2020 года (более свежие данные еще не опубликованы) страна произвела 31,2 миллиона литров водки. За тот же период 2019 года – 25,6 миллиона. Такая же история с пивом – 651,3 миллиона литров против 617 миллионов. С коньяком – 16,8 миллиона литров против 11,2. Со спиртом виноградным – 23 миллиона литров против 14,5 в 2019-м. Только по винам и шампанскому зафиксирован спад производства. Что, впрочем, объяснимо – эти напитки берутся на праздники, а тои запрещены в стране до сих пор.

Впрочем, рассказать о том, как алкоголики пережили карантин, просто некому – частных наркологий в Казахстане фактически не осталось, а государственным было не до этого. Поддельная водка в пятилитровых баклажках заполоняет Алматы

– Во время пандемии и летнего карантина наша больница была перепрофилирована в ковидный стационар, здесь лечились пациенты с коронавирусом. Все мои профильные пациенты были отправлены по домам. И мы только недавно возобновили стандартный прием, – призналась главный врач Центра наркологии и психотерапии в Нур-Султане Ольга КОМАРОВА.

Водка на разлив как главный фактор риска

Не уверен, что казахстанцы массово спивались на карантине, и президент ассоциации “КазАлко” Амиржан КАЛИЕВ. Как отмечает главный по производству крепких спиртных напитков, в стране просто неподъемные акцизы: на литр водки производители должны платить 1 020 тенге главного налога. Это не считая иных платежей. Вот особо предприимчивые и поубегали в тень.

– Если в 2012 году производство водки составляло 40–45 миллионов литров, то в 2019 году – почти в 2 раза меньше. При этом, если в 2012 году теневой оборот водки был на уровне 20–25 процентов, то сейчас почти половина отечественной водки – контрафакт. Таким образом, с учетом импорта, каждая третья бутылка водки в магазине – контрафакт, – рассказывает он.

В 2020 году производителям водки пообещали акциз снизить акциз до 800 тенге за литр, и некоторые, судя по всему, решили выйти из тени. Однако вопрос о снижении акцизов депутаты рассмотреть в прошлом году не успели, новый рубеж – первое полугодие 2021 года.

– Если ставки акцизов будут снижены, постепенно мы вернемся к тому объему, который был 8 лет назад. Но это не значит, что вырастет производство, просто производители перестанут гнать контрафакт, – прогнозирует Амиржан Калиев.

Стоимость бутылки беленькой надо снижать не только ради обеления соответствующего бизнеса, но и ради активных потребителей “огненной воды”.

– На самом деле у нас производство в 2020 году упало, ведь большинство казахстанцев пьют алкоголь в большой компании, на празднике. А все свадьбы и юбилеи в карантин запретили. В то же время есть категория людей, которые пьют. И их доходы в прошлом году существенно сократились. Гораздо большим спросом, чем раньше, стала пользоваться дешевая алкогольная продукция. В последние годы опять же из-за цены большое распространение получила контрафактная водка в пластиковых бутылях. А это очень опасно для здоровья! Вступая в реакцию с пластиком, этилен выделяет яд, а если бутыль нагревается на солнце или естественным путем, эта реакция усиливается. И об этом надо говорить, об этом надо сейчас думать, – предостерегает Калиев.

Одно время производители водки предлагали государству часть акцизов направлять на пропаганду здорового образа жизни в стране, писали соответствующие письма во все инстанции. В конце концов, чиновники выступили с инициативой обложить производителей спиртного дополнительным налогом. Идея, естественно, бизнесменами была встречена в штыки – они, конечно, против пьянства, но дополнительно из своего кармана спонсировать кампанию уже просто не могут.

Между тем, по данным МВД, многие преступления совершаются именно в пьяном угаре. А если говорить о семейно-бытовых скандалах, так там чуть ли не каждый первый дебошир – потребитель со стажем. Так что, так или иначе, но вопрос однозначно надо решать.

Вот только как, если даже профильным лечебницам иногда не до пьяниц?

НУР-СУЛТАН